Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Белорусско-российские споры в международных судах

Белорусско-российские споры в международных судах

На днях коллегия Экономического суда СНГ отклонила иск Белоруссии к России о неправомерности экспортных пошлин на российские нефтепродукты. Заодно было удовлетворено ходатайство Москвы об урегулировании конфликта во внесудебном порядке. Формально у Минска еще есть шанс отыграться и попробовать добиться отмены пошлин на следующем заседании суда 7 октября.

Белоруссия в своих требованиях отменить пошлины на нефть и нефтепродукты апеллирует к образованию Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана. Однако, напомним, договоренности по Таможенному союзу предусматривают значимые «изъятия» из его правового пространства. В частности, Минск сохранил низкие импортные тарифы на десятки товаров (включая автомобили), самое же главное исключение — это вопросы поставок углеводородов. Ждать отмены пошлин республике придется до 1 января 2012 года, когда должно заработать Единой Экономическое Пространство (ЕЭП). Но до этого времени в Белоруссии должны пройти выборы президента, на результаты которых, несмотря на всю жесткость местного политического режима, способны оказать влияние настроения граждан, лишающихся знаменитых социальных пособий «от батьки». А уже сейчас поставки нефтепродуктов на внешние рынки из Белоруссии упали почти наполовину — бюджет лишается столь необходимых в период выборных компаний доходов. Отсюда и жесткая борьба с позицией российского руководства, выплескивающаяся и на экраны ТВ, и на международные судебные площадки.

Переспорить Россию на площадке судебных инстанций интеграционных образований вряд ли получится. Так, Суд ЕврАзЭС («Суд Сообщества»), функции которого пока исполнял Суд СНГ, за восемь лет существования ЕврАзЭС рассмотрел лишь одно (!) дело. При этом ни в одном документе не сказано, что решение Суда Сообщества является обязательным. Недавно одновременно с подписанием документов по Таможенному кодексу также принята новая редакция Статута Суда ЕврАзЭС, предусматривающего расширение компетенции Суда Сообщества по рассмотрению дел в рамках Таможенного союза. Однако эти наднациональные инстанции остаются весьма «рыхлыми» и аморфными, их работа носит в основном символический, а не функциональный характер. Поэтому нет никаких гарантий, что обновленный Суд действительно будет работать, а спорящие в нем стороны не смогут саботировать его решения, даже если последние будут вынесены.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики