Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Белорусско-российские споры в международных судах

Белорусско-российские споры в международных судах

На днях коллегия Экономического суда СНГ отклонила иск Белоруссии к России о неправомерности экспортных пошлин на российские нефтепродукты. Заодно было удовлетворено ходатайство Москвы об урегулировании конфликта во внесудебном порядке. Формально у Минска еще есть шанс отыграться и попробовать добиться отмены пошлин на следующем заседании суда 7 октября.

Белоруссия в своих требованиях отменить пошлины на нефть и нефтепродукты апеллирует к образованию Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана. Однако, напомним, договоренности по Таможенному союзу предусматривают значимые «изъятия» из его правового пространства. В частности, Минск сохранил низкие импортные тарифы на десятки товаров (включая автомобили), самое же главное исключение — это вопросы поставок углеводородов. Ждать отмены пошлин республике придется до 1 января 2012 года, когда должно заработать Единой Экономическое Пространство (ЕЭП). Но до этого времени в Белоруссии должны пройти выборы президента, на результаты которых, несмотря на всю жесткость местного политического режима, способны оказать влияние настроения граждан, лишающихся знаменитых социальных пособий «от батьки». А уже сейчас поставки нефтепродуктов на внешние рынки из Белоруссии упали почти наполовину — бюджет лишается столь необходимых в период выборных компаний доходов. Отсюда и жесткая борьба с позицией российского руководства, выплескивающаяся и на экраны ТВ, и на международные судебные площадки.

Переспорить Россию на площадке судебных инстанций интеграционных образований вряд ли получится. Так, Суд ЕврАзЭС («Суд Сообщества»), функции которого пока исполнял Суд СНГ, за восемь лет существования ЕврАзЭС рассмотрел лишь одно (!) дело. При этом ни в одном документе не сказано, что решение Суда Сообщества является обязательным. Недавно одновременно с подписанием документов по Таможенному кодексу также принята новая редакция Статута Суда ЕврАзЭС, предусматривающего расширение компетенции Суда Сообщества по рассмотрению дел в рамках Таможенного союза. Однако эти наднациональные инстанции остаются весьма «рыхлыми» и аморфными, их работа носит в основном символический, а не функциональный характер. Поэтому нет никаких гарантий, что обновленный Суд действительно будет работать, а спорящие в нем стороны не смогут саботировать его решения, даже если последние будут вынесены.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики