Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «С учетом инфляции российский газ для Беларуси становится дешевле» – эксперт

«С учетом инфляции российский газ для Беларуси становится дешевле» – эксперт

Одной из тем переговоров президентов Беларуси и России в Санкт-Петербурге стали нефтегазовые вопросы. Как сообщила пресс-секретарь белорусского лидера, было найдено решение по налоговому маневру в области переработки нефти. Кроме того, президенты приняли принципиальное решение по цене на российский газ для республики: согласование окончательного тарифа еще идет, но решено, что в 2022 г. он не превысит уровня текущего года. Корреспондент «Евразия.Эксперт» выяснил, что означают новые договоренности Минска и Москвы.

Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности:

– Уже четвертый год подряд сохраняется установленная ранее цена (около 130$ за 1 тыс. куб. м.). Каждый раз Беларусь от этого, конечно, выигрывала, потому что какой год ни возьми, средняя цена поставки газа в дальнее зарубежье оказывалась выше.

Для Европы цены в течение года меняются. Даже в прошлом году, когда Минск заявлял о том, что Россия продает Германии газ дешевле, в итоге средняя цена поставки газа «Газпрома» в дальнее зарубежье вышла 140$ за 1000 куб. м. А Беларусь покупала его по 130$, то есть в среднем по году она все равно выиграла.

Если брать 2018 г., 2019 г. и все остальные, никогда не было такого, чтобы Беларусь платила больше, чем Европа в среднем по году. В 2021 г. средние цены «Газпрома» для Европы составляют более 300$ за 1 тыс. куб. м, а на спотовых рынках и вообще 450-500$. Посмотрим, что будет по итогам года в Европе, но я думаю, что в среднем, наверное, цена будет выше 300$, а в Беларусь, у которой, соответственно, 130$, с каждой тысячи кубометров будет экономить порядка 200$ в этом году.

Что будет в следующем году, сказать пока сложно: цены для Европы на российский газ постоянно меняются, есть контракты, которые привязаны к спотовому ценообразованию, есть контракты с нефтяной индексацией. Но ясно, что не сложится ситуации, при которой Беларусь пожалеет о цене 130$ за тысячу куб. м. Это низкая цена, и, думаю, ниже нее не будет.

Никаких катаклизмов с падением цен на газ, думаю, тоже не будет, поэтому для Беларуси это выгодно. И то, что эту цену не проиндексировали, ей должно быть вдвойне приятно, ведь нет даже никакой поправки на уровень инфляции, а в нашей практике взаимоотношений, как правило, эта поправка все-таки присутствует. Например, мы совместно индексируем на уровень инфляции тарифы на прокачку нефти через Беларусь для российских компаний.

В 2022 г. будет, по-моему, уже пятый год, как цены на газ не индексируются – то есть, по сути, для Беларуси каждый год газ становится все дешевле. Конечно, возникает вопрос курсовой разницы, потому что цена зафиксирована в долларах, но я думаю, что это определенный успех Минска в переговорах с Россией. Есть еще нефтяная история, и тут как раз Минск не может достигнуть успеха в плане того, что никакой компенсации, кроме кредитной, за налоговой маневр Минску не обещают. Тем не менее, определенная половинчатая компенсация заключается в том, что Минску продолжают выдавать кредиты.

Беседовала Мария Мамзелькина

Источник: Евразия.Эксперт, 16.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики