Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» OPAL

«Газпром» OPAL

Варшава рискует остаться и без российского транзита, и с полупустым Baltic Pipe

Европейский суд отклонил апелляцию Германии на доступ к газопроводу OPAL, поддержав позицию Польши, которая требовала ограничить мощности на 50%. При этом немецкая сторона должна будет оплатить судебные расходы Варшавы.

«На основании принципа энергетической солидарности суд считает обоснованным постановление Европейского суда юстиции от сентября 2019 года по иску Польши, согласно которому было принято решение ограничить пропускную способность OPAL на 50%», — говорится в документе.

Напомним, OPAL является сухопутным продолжением «Северного потока» по территории Германии. В 2016 году еврокомиссия расширила к нему доступ «Газпрому», однако это решение было оспорено Польшей — и российская компания вновь была ограничена в бронировании мощностей. В дальнейшем уже Германия подала апелляцию на решение суда ЕС, которое также отклонено.

Между тем, как пишет The Wall Street Journal, дефицит газа на мировой рынке растет и это толкает цены на голубое топливо вверх. После долгой и холодной зимы хранилища в Европе опустошены и, по словам аналитика по газовому сектору Argus Media Наташи Филдинг, уровень их заполнения самый низкий за последние 10 лет. 

Что это означает для нас? Строительство «Северного потока — 2» планируется завершить в конце августа, затем сертифицировать, и к концу года начать коммерческие поставки. Однако не приведет ли складывающаяся ситуация к тому, что два российский газопровода будут работать в половину мощности?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков напомнил, что OPAL — это один из двух трубопроводов, которые являются продолжением «Северного потока — 1». Вторым является NEL, рассчитанный на потребителей непосредственно в Германии.

— Сразу после завершения строительства NEL получил исключение из-под действия Третьего энергопакета. По решению суда только OPAL загружается на 50% мощностей, а он даже немного меньше NEL. Если «Северный поток — 2» будет сдавать газ только в эти две трубы, то морская часть будет загружена примерно на 75−80%.

В реальности мы пока увидим, скорее всего, полную загрузку и даже, возможно, с превышением проектной мощности «Северного потока — 1». В прошлом году при проектной мощности 55 млрд куб. он был загружен на 59. Первый «Северный поток» сейчас сдает в газ в сухопутное продолжение второго, который пока не достроен.

Продолжение «Северного потока — 2» — EUGAL — построено фактически к началу 2020 года и вовремя введено в эксплуатацию. Сейчас Первый «поток» прокачивает и сдает газ как в свои трубы, так и второго, потому что они выходят в одной точке на территории Германии и технически это возможно. Когда будет запущен «СП-2», то его морская часть может быть загружена на 50% мощности. Пока эта проблема не решена и не ясно как «Газпром» будет ее решать.

«СП»: — Какие могут быть варианты?

— Допустим, морская часть загружена на 50%, соответственно, оставшиеся свободными 50% и на берегу будут свободны. Туда в них будет сдавать газ первый «Северный поток». Загрузка первого и второго «Северных потоков» взаимосвязана. Если второму разрешат загружаться на 100%, то проблема возникнет у первого, потому что примерно 20% мощности ему будет некуда девать из-за ограничений по OPAL.

«Газпром» решает эти вопросы. Видимо, часть газа, хоть это и не афишируется, продается еще на территории России — и при прокачке уже принадлежит не «Газпрому». Ведь речь об антимонопольном законодательстве, а не санкциях.

Речь не о том, что нельзя загружать больше чем на 50% газопровод, а о том, что одна компания не может это делать, чтобы оставить место другим компаниям и дать возможность потребителю на другом конце трубы выбирать. И если на входе в трубу газ продан другой компании, она может загрузить вторую половину трубы, так как ее эти ограничения не касаются.

Если у «Газпрома» не будет получаться обойти ограничения, то со временем он будет подписывать подобные контракты. Возможно, он уже проводит подобные аукционы, но с небольшими объемами, так как пока не особо в этом нуждается.

Примерно в2018 году Еврокомиссия приняла решения, что из «пустых» 50% мощностей OPAL можно разыгрывать на аукционах 40%. А если на аукцион никто не приходит, то пусть «Газпром» загружает, ведь конкуренция не возникает. На аукцион никто, кроме «Газпрома», и не пришел. Но фактически загрузка была полная! То есть 90% - это был «Газпром». А оставшиеся 10%? Видимо, уже тогда «Газпром» передавал газ кому-то в другой точке, обходя антимонопольные законы.

«СП»: — А Baltic Pipe, который строит Польша, выступающая за букву закона, ограничения коснутся?

— Там провели аукцион, и польская государственная компания стала единственным участником. То есть они реализовали примерно такую же схему, как «Газпром» хотел на вторую часть OPAL. В Польше очень радовались, что никто не пришел на аукцион. Но туда и некому прийти.

Проблема в том, что там нет газа для прокачки. Газопровод строится на 10 млрд куб., тогда как законтрактовано меньше 2-х. Они не знают, откуда взять газ. Этот газопровода даже начинается не на месторождении, а в другом газопроводе — Europipe II. На норвежском месторождении добыча падает, никакого дополнительного газа для этого газопровода нет.

Кроме того, в Польше большая паника, потому что из-за претензии датчан они могут не успеть его достроить к моменту окончания контракта с «Газпромом». А это был их основной козырь в переговорах — «нам не нужен ваш газ, будем покупать только норвежский, продавайте нам свой за три копейки, либо мы от него откажемся». Теперь не получается отказаться.

«СП»: — Почему при дефиците газа в Европе позиция суда столь категорична?

— Поляки пытаются соблюсти букву закона. Поляки бьются за свой транзит. Они считают, что если загрузить оба «Северных потока» и сохранить украинский транзит в объеме 40 млрд. куб. в год, то «Газпром» снимет объемы с газопровода «Ямал-Европа», и Польша лишится транзита.

Суд поддерживает поляков, но это не приведёт к тому, что «Северный поток — 1» будет прокачивать меньше — будет, как я говорил, сдавать газ в другие трубы. Но позиция абсурдная и противоречит самому духу антимонопольного законодательства ЕС, так как 50% мощности должно оставаться на случай, если кто-то еще захочет качать по трубе. И тогда возникает конкуренция. А из-за того, что OPAL оставляют полупустым конкуренция не возникает.

«СП»: — Каковы перспективы добиться исключения?

— Надо пробовать и указывать на абсурдность происходящего. Думаю, что по OPAL «Газпром» немного подождет, потому что главное сейчас — запуск «Северного потока — 2» и его полная загрузка. Надо доказать, что распространение антимонопольного законодательства на морские газопроводы — полный абсурд. Таким образом распространяются законы ЕС на юрисдикцию других стран, так как если на одном конце трубы ограничена прокачка, то и на втором конце трубы эти ограничения сказываются. То есть запреты на полную загрузку запихиваются в российскую юрисдикцию.

Кроме того, европейская юрисдикция начинается в 12 милях от берега. С формальной точки зрения получается, что ЕС требует, чтобы в этом месте на дне моря возникла конкуренция. Там другие газопроводы должны втыкаться в «Северный поток — 2» и быть альтернативный поставщик газа? Так ведь как показывает практика OPAL даже на земле не приходят.

По «Северному потоку — 2» нам не дают загрузить 27,5 млрд куб. С OPAL — гораздо меньше. Так что «СП — 2» сейчас важнее. Думаю, будут добиваться, но если уж проиграют все суды, то будут переносит точку приемки газа потребителем, чтобы формально исполнять требования Третьего энергопакета.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 18.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики