Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток — 2» очистят от санкций

«Северный поток — 2» очистят от санкций

Вашингтон и Берлин пришли к компромиссу по газовому вопросу

Вашингтон и Берлин в скором времени объявят о достижении соглашения, снимающего разногласия по газопроводу «Северный поток-2». Об этом со ссылкой на информированные источники сообщает Reuters.

По словам одного собеседника агентства, «ситуация выглядит неплохо» и завершение переговоров ожидается «в ближайшие дни». Другой, в свою очередь, подтвердил, что стороны близки к заключению договоренностей, которые позволят окончательно избежать введения Вашингтоном санкций против компании — оператора трубопровода Nord Stream 2 AG и ее исполнительного директора Маттиаса Варнига.

Весной, напоминает ТАСС, Штаты приняли решение пока не вводить эти санкции, поскольку это, по выражению госсекретаря Энтони Блинкена, противоречило бы их национальным интересам. В то же время ограничительные меры были применены против ряда российских участников проекта.

Детали сделки, о которой информировал Reuters, пока неизвестны. Но предполагается, что она будет включать в себя обязательства обеих сторон (США и ФРГ) по увеличению инвестиций в энергетический сектор Украины, дабы компенсировать негативные последствия от запуска нового газопровода. Не уточняется, правда, будут ли для этого задействованы государственные средства, или же есть намерение привлечь частный бизнес. 

Еще в июне Bloomberg писал, что Вашингтон и Берлин собираются компенсировать Киеву потери от сокращения транзитных сборов, а также инвестиций в украинскую экономику в связи с запуском «Северного потока — 2». И хотя в Офисе президента Украины продолжают надеяться, что шансы остановить его все еще есть, час «Х» неизбежно приближается.

Готовность газопровода на данный момент составляет около 98%, одна нитка завершена полностью, укладка второй близка к завершению. И уже в ближайшее время систему начнут заполнять газом.

Между тем, сделке, как известно, предшествовали жесткие споры между США и Германией. Более того, стороны не смогли урегулировать свои разногласия даже в ходе недавней личной встречи Байдена и Меркель в Вашингтоне. По ее итогам канцлер ФРГ призналась, что позиции Берлина и Вашингтона по проекту «Северный поток — 2» все еще различаются.

И вот теперь компромисс какой-то, видимо, найден. И даже Киев может получить с этого определенные «дивиденды». Правда, будут ли они соизмеримы с запросами украинской стороны (Зеленский ранее просил 2 млрд евро «живыми» деньгами, 5 млрд. — в виде кредитной линии на десять лет, а также продление транзитного контракта с РФ на 15 лет), большой вопрос. Скорее, Америка и Европа постараются откупиться от Украины минимально затратно.

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова:

— США не удалось остановить строительство «Северного потока — 2», поэтому теперь их цель — помешать ему работать в нормальном режиме. И здесь, я думаю, их план был таков: надо создать некий правовой механизм, некое условие, по которому «Северный поток — 2» будет функционировать. Потому что сейчас в Европе никаких исключений для него нет — он будет введен в строй и действовать по общим правилам.

Но раз причины для остановки газопровода в законодательстве отсутствуют сейчас, значит, законодательство как-то надо менять — вот в какой логике американцы рассуждают. И идея их заключается в том, что надо заставить европейцев принять новые законы, касающиеся именно «СП-2». Чтобы он не общей юрисдикцией регулировался, а по неким отдельным правилам.

То есть, по сути, США хотели бы создать обременения для «СП-2», смысл которых будет заключаться в том, что режим его работы свяжут с политическим «поведением России».

Если бы это удалось, американцы, естественно, каждый раз кричали бы, что «Россия ведет себя плохо», «притесняет Украину», и само наличие проблемы на Донбассе трактовалось бы, как давление Москвы на Киев. А дальше, соответственно, было бы требование — остановить работу газопровода.

Понятно, что при таком сценарии он никогда бы нормально не работал, и был, по сути, всегда, заморожен.

Поэтому задача Меркель (и, разумеется, российской стороны) была в том, чтобы особый режим не применять. И, насколько я понимаю, ей все-таки это удалось. Потому что, если бы источники Reuters знали, что в основе сделки лежит этот самый «особый режим» для «СП-2», то это было бы первой новостью. Нам бы об этом точно сообщили.

Я все же склоняюсь к версии, что Меркель смогла отбиться от навязывания этих дискриминационных правил в обмен на гарантии определенной финансовой помощи Украине.

«СП»: — Что же, по-вашему, Украина получит в результате?

— Что получит Украина, вопрос, на самом деле, десятый. Американцам, по большому счету, все равно, что там с ней будет, если им не удается остановить «СП-2». Они этот «поток» не для Украины останавливают, а для себя. Чтобы в дальнейшем этот украинский транзит перекрыть под каким-то предлогом. Создать дефицит на европейском газовом рынке и отправить туда свой собственный СПГ по более выгодным условиям.

То есть, им нужно расчистить рынки сбыта для своего производителя. Именно эта задача были и при Трампе, и при Байдене — в этом плане между ними никакой разницы.

А что там будет с Украиной, им, конечно, все равно. Если что, американцы всегда могут сказать, что «это Германия обещала вам помочь, вот к ней и обращайтесь».

На самом деле, я думаю, Россия и Германия еще до встречи Байдена и Меркель в Вашингтоне проводили консультации. И российская сторона от себя заверила, что мы будем четко выполнять транзитный контракт до конца 2024 года, и Украина в любом случае деньги за транзит получит.

При этом даже внутри контракта у нас есть возможности осложнить Киеву жизнь. Можно было бы, допустим, выплачивать Украине деньги по условию «качай или плати», при этом физически прокачивать очень небольшие объемы. А украинская газотранспортная система на эти небольшие объемы, в общем-то, вообще не рассчитана.

Поэтому смысл всех этих переговоров был не в Украине. Смысл был в том, что американцы хотели создать для «СП-2» это обременение, а, соответственно, Германия от этого обременения отбивалась.

Если одна из сторон победила, что там будет с Украиной, это вопрос десятый. И в реальности, конечно, никакие компенсации, я думаю, Киев не получит.

«СП»: — Но почему США и Германия решают за Россию, как ей распоряжаться своим газом?

— России никто ничего в реальности не навязывает. Никто не заставит Газпром подписывать контакт с Украиной после 2024 года. Это невозможно. Газпром, собственно, для этого и строит «СП-2» — чтобы невозможно было навязать ему обязательства подписывать новый контракт с Киевом.

В 2019 он подписал контракт до 2024 года именно вынуждено. Потому что не было другого газопровода.

«СП»: — Меркель говорит, что после запуска «СП-2» транзит через Украину все равно сохранится. А может она давать такие гарантии? Ведь это, наверное, нам решать, а не Германии или Штатам…

— Россия тоже об этом говорит. Говорит, что «мы не будем нарушать наш договор, потому что обязались прокачивать до 2024 года». Так что, формально Меркель права. Она озвучивает очевидную истину — когда «СП-2» будет запущен, транзит через Украину не прекратится. И новые какие-то условия Газпрому она не навязывает, потому что эти обязательства у компании уже есть.

А вот о том, что будет после 2024 года, когда действие контракта закончится, об этом, извините, поговорим позже. Все стороны, в общем, это понимают.

«СП»: — 20−21 июля Киев посетит с некой миссией советник Госдепартамента США Дерек Чолле. Будет обсуждать, в том числе, «СП-2» и энергобезопасность Украины. А что здесь еще можно обсуждать?

— Думаю, он едет, чтобы просто донести до украинского руководства новую позицию — т.е., расскажет, как надо себя вести дальше, что можно говорить, что нельзя, по какой линии критиковать Россию и Газпром.

Украина здесь никогда не была участником переговоров. Она всегда была объектом торга, а не субъектом этих отношений. Отношения по поводу «СП-2» всегда выяснялись в треугольнике — Россия-США-Германия. Поэтому никто ничего объяснять ей, по большому счету, и не собирается.

То есть, Киев может информационно поднимать какие-то темы, но в реальности на переговоры, на чью-либо позицию он не влияет. Его, если нужно, просто ставят перед фактом.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 20.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики