Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северному потоку-2» предложили сделку

«Северному потоку-2» предложили сделку

Почему Германия и США хотят продлить транзит газа через украинскую территорию

Президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Ангела Меркель обсудили продление соглашения по транзиту газа через Украину после 2024 года. Однако какую позицию занимает каждая из сторон, неизвестно. Телефонный разговор лидеров двух стран произошел после того, как Берлин и Вашингтон заключили сделку по поводу «Северного потока-2». США пообещали не мешать завершению проекта. В свою очередь, Германия намерена потребовать от России, чтобы та продлила на 10 лет истекающее в 2024 году соглашение с Украиной о транзите газа. Кроме того, Берлин обещает добиваться введения антироссийских санкций, если Москва будет использовать трубопровод в качестве оружия против европейских стран.

Ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович считает сделку Берлина и Вашингтона неэффективной: «Либо это какая-то промежуточная версия того, что мы услышим позже, либо лирика ни о чем. В очередной раз нам говорят, что Америка с Германией договорились добиваться некой помощи Украине, в том числе, чтобы Киев получил новый транзитный договор. Каким методом это сделать, совершенно непонятно. Как можно принудить Россию качать газ через украинскую территорию, если это не будет иметь экономического смысла для Москвы? Механизмов не прописывается.

Кроме того, предполагается, возможно, создание некоего правила, которое запретит немецким компаниям, скажем, получать газ из “Северного потока-2” в случае каких-то действий России, которые будут интерпретированы как неправильные или нежелательные.

А кто компенсирует компаниям расходы, которые этот газ уже включают в свои производственные цепочки, которым этот газ нужен для электрогенерации, для работы химической промышленности? Что делать с теми затратами, которые компании пустили на инфраструктуру, продлевающую “Северный поток-2” по территории Германии?

Тогда, наверное, немецкое правительство должно будет компенсировать эти расходы. Для любого немецкого правительства это будет очень непростое решение — вытаскивать миллиарды евро из карманов налогоплательщиков и отдавать их компаниям. Поэтому, на мой взгляд, пока что никакого эффективного механизма Германия с Америкой не придумали, никакого четкого решения нет.

Любой жесткий механизм против проекта бьет по интересам Берлина, поэтому его до сих пор и не существует.

А на уровне лирики, на уровне деклараций, конечно, можно Украине пообещать какую-то там вечную поддержку.

Кто сейчас даст гарантию загрузки на 10 лет? Тут я вижу два варианта. Первый — Украина меняет свою линию к России, улучшает отношения и говорит: давайте качать вместо Польши по нам. Тогда Киев должен предложить условия, которые лучше, чем предлагает Варшава по газопроводу “Ямал — Европа”.

Второй вариант — если польский транзит сохраняется, то на Украину остается очень мало, где-нибудь 20-25 млрд куб. м для снабжения стран вроде Словакии, Молдавии, может быть, какие-то отдельные поставки будут доходить даже до севера Италии, но это уже будут совсем небольшие объемы».

Однако у Берлина есть инструменты давления на Москву, настаивает заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков. И это принятые поправки в газовую директиву ЕС, продолжает он: « “Газпром”, будучи собственником трубы и газа, не может автоматически получить больше 50% мощностей. Труба загружается только на 50%. Однако германский регулятор может сделать для российской корпорации некое исключение, а может и не сделать. Для Берлина это сейчас основной аргумент.

Мощность трубы 55 млрд куб. м, мощность контрактов через Украину — 40 млрд. куб. м. Соответственно, если “Газпром” загружает “Северный поток-2” полностью, то в теории он может отказаться от Украины. А если он может загрузить “Северный поток” только наполовину, то он не может отказаться от Украины. Прямо сейчас это ключевой аргумент.

Нет никаких причин, почему “Газпрому” с коммерческой точки зрения продление контракта абсолютно невыгодно. Даже с вводом “Северного потока-2”, всех мощностей “Турецкого потока” и всех мощностей “Ямал — Европа” экспортировать больше, чем 185-190 млрд куб. м в год газа в Европу “Газпром” не сможет. А реальный спрос у европейцев, видимо, будет больше чем 200 куб. м.

Соответственно, какой-то объем через Украину нужен. В газовом бизнесе хорошо иметь определенный запас прочности. Случаются аварии, морозы, когда нужно прокачать больше. С коммерческой точки зрения эта сделка, как она сейчас оформлена, если отбросить все политические заявления, должна вполне устроить “Газпром”.

Получается, ФРГ дала США обязательство убедить Россию заключить контракт с Украиной. И в этой конфигурации теперь Москва могла бы что-то у Германии попросить. Сейчас мы можем качать много газа и зарабатывать на этом — труба введена, никаких проблем нет. Ближе к 2024 году мы можем думать о том, какие у нас есть опции, исходя из расклада.

Единственный вопрос, конечно, сроки, потому что 10 лет — это многовато для современного газового рынка».

По информации “Ъ”, первая нитка газопровода может быть достроена к концу сентября, вторая — к середине ноября. После чего начнется этап сертификации трубы и ее оператора.

Автор: Александр Рассохин 

Источник: Коммерсантъ FM, 22.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики