Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ухудшение качества и локальный дефицит: к чему приведет запрет экспорта бензина

Ухудшение качества и локальный дефицит: к чему приведет запрет экспорта бензина

Возможный запрет экспорта бензина из России позволит сдержать цены на внутреннем рынке, однако на постоянной основе данную меру вводить нежелательно, поскольку она приведет к негативным последствиям. Такое мнение в беседе с «Вечерней Москвой» высказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.

Активный рост цен

О подготовке решения о временном запрете экспорта бензина сообщили в Министерстве энергетики России. Его могут принять на основе динамики биржевого роста или падения цены топлива и насыщения рынка объемами. И, если не произойдет улучшения, решение об ограничениях поставок нефтепродуктов за рубеж будет принято.

Митрахович констатировал, что цены на бензин на внутреннем рынке действительно растут очень активно и это «напрягает общественное мнение», тем более в преддверии предстоящих сентябрьских выборов в Государственную думу. Причин для роста при этом несколько: растущий спрос на внутреннем рынке в сезон отпусков, а также ремонт нескольких нефтеперерабатывающих заводов.

— Фактор ремонта предприятий сложился с другими факторами. Так что, если запрет будет временным, он может внести свой вклад в стабилизацию цен. По крайней мере удержать их дальнейший рост. Но я считаю, что в дальнейшем эта мера не может рассматриваться как палочка-выручалочка, потому что бензина мы мало экспортируем. «Дизеля» — много. Рассчитывать на то, что запрет кардинально изменит ситуацию, нельзя. Но как временное решение, пока несколько недель продолжается ремонт НПЗ, это актуально, — отметил эксперт.

Инвестиции в модернизацию

В целом Митрахович считает, что ограничивать экспорт бензина и других нефтепродуктов — плохо. Данная мера не стимулирует компании вкладываться в бизнес по переработке нефти. Они и сейчас не горят большим желанием это делать из-за особенностей налоговой системы.

— У нас налоговый маневр привел к росту налога на добычу полезных ископаемых, высокие акцизы на бензин, которые продолжают расти. Поэтому в условиях существующей налоговой системы переработка — не особенно выгодный вид бизнеса. А если мы заблокируем экспорт, то запретим компаниям еще и на этом зарабатывать. Они ответят тем, что не будут торопиться вкладываться в модернизацию НПЗ. А если отсутствуют вложения в модернизацию НПЗ, это приводит к отсроченному негативному эффекту. В дальнейшем будет хуже качество бензина и начнется его локальный дефицит, — предупредил специалист.

Одна из причин, по которой нефтяные компании сейчас хотят экспортировать бензин, — хорошая ситуация на рынке. Нефть и бензин стоят дорого. По словам Митраховича, поскольку для России нефть и все, что с ней связано, — ключевые важные товары для экспорта, нужно радоваться высоким ценам на них. Это дает нашей стране возможность зарабатывать больше денег.

Бизнес пугают

В свою очередь власти, с его точки зрения, должны принимать меры государственного регулирования и настройки налогов, чтобы благоприятная конъюнктура на внешнем рынке не приводила к рискам внутри страны.

Правда, эксперт не исключил и такого варианта развития событий, при котором решение о запрете экспорта бензина введено не будет. Если бы не фактор выборов, об этом бы и не было и разговора.

— Сейчас вполне возможно, что таким образом власти пытаются добровольно заставить компании зашить себе карман и отказаться от части доходов. Завтра речь пойдет про НАФТА, про «дизель» и так далее. Мы мазута, кстати, много экспортируем, США его закупают для своих НПЗ. Теоретически можно и его поставки за границу запретить. Впрочем, если часто пугать и не вводить меры, качество угрозы снижается, — резюмировал Митрахович.

Предположительно, запрет на экспорт бензина может вступить в силу уже на текущей неделе, если цена на нефтепродукты не будет снижаться. Также власти планируют обязать нефтяников реализовывать до 15 процентов бензина через биржевые торги. При этом в Минэнерго не хотят принимать решение в ущерб нефтяным компаниям и планируют применять рыночные механизмы для сдерживания стоимости нефтепродуктов, передает ТАСС.

Автор: Руслан Давлетшин

Источник: Вечерняя Москва, 27.07.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики