Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита по проекту AGRI

Итоги саммита по проекту AGRI

В Баку состоялся саммит лидеров Азербайджана, Грузии и Румынии, на котором был подписан меморандум о взаимопонимании по учреждению данными странами совместной компании для реализации проекта Azerbaijan-Georgia-Rumania Interconnection (AGRI). Новая компания должна разработать ТЭО проекта по транспортировке азербайджанского газа в Европу. Предполагается, что с азербайджанского каспийского месторождения Шах-Дениз «голубое топливо» пойдет по газопроводу Баку — Тбилиси и далее на восточное побережье Черного моря, где он будет сжижаться на терминале Кулеви (Грузия) и доставляться танкерами в румынскую Констанцу.

На данный момент вероятность реализация проекта на деле представляется весьма сомнительной, поскольку для него есть серьезные ограничения как экономического и политического, так и технологического характера. Во-первых, технология с перевозкой сжиженного газа оправдана только для достаточно больших расстояний, но никак не для акватории Черного моря. Кстати, маловероятна и реализация периодически предлагающейся схемы с использованием танкеров, перевозящих сжатый газ (compressed natural gas — CNG). Эти технологии пока недостаточно развиты, что делает их потенциально весьма рискованными с точки зрения аварийности.

Во-вторых, у Азербайджана может просто не хватить газы на все проекты, в которые втягивается страна. Идеология «Азербайджан вместо России» стала настолько популярной в ЕС, что из этой закавказского государства страны на запад планируются запустить сразу несколько газопроводов. К уже действующему маршруту Баку-Тбилиси-Эрзерум должен присоединиться газопровод Турция — Греция — Италия (TGI), Nabucco, а теперь еще и AGRI. Не говоря уже об увеличении поставок в Россию, о чем недавно была достигнута договоренность на встрече Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева.

В-третьих, существуют проблемы с финансированием нового проекта — ведь несмотря на все заявления и меморандумы о намерениях, конкретные финансовые ресурсы на AGRI не выделены (как, впрочем, не решены финансовые проблемы и у Nabucco). Что и неудивительно — ведь инвесторы не спешат раскошеливаться, когда дело идет о проектах с пока еще неподтвержденной ресурсной базой и гарантированным экономически обоснованным транзитом.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики