Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Итоги саммита по проекту AGRI

Итоги саммита по проекту AGRI

В Баку состоялся саммит лидеров Азербайджана, Грузии и Румынии, на котором был подписан меморандум о взаимопонимании по учреждению данными странами совместной компании для реализации проекта Azerbaijan-Georgia-Rumania Interconnection (AGRI). Новая компания должна разработать ТЭО проекта по транспортировке азербайджанского газа в Европу. Предполагается, что с азербайджанского каспийского месторождения Шах-Дениз «голубое топливо» пойдет по газопроводу Баку — Тбилиси и далее на восточное побережье Черного моря, где он будет сжижаться на терминале Кулеви (Грузия) и доставляться танкерами в румынскую Констанцу.

На данный момент вероятность реализация проекта на деле представляется весьма сомнительной, поскольку для него есть серьезные ограничения как экономического и политического, так и технологического характера. Во-первых, технология с перевозкой сжиженного газа оправдана только для достаточно больших расстояний, но никак не для акватории Черного моря. Кстати, маловероятна и реализация периодически предлагающейся схемы с использованием танкеров, перевозящих сжатый газ (compressed natural gas — CNG). Эти технологии пока недостаточно развиты, что делает их потенциально весьма рискованными с точки зрения аварийности.

Во-вторых, у Азербайджана может просто не хватить газы на все проекты, в которые втягивается страна. Идеология «Азербайджан вместо России» стала настолько популярной в ЕС, что из этой закавказского государства страны на запад планируются запустить сразу несколько газопроводов. К уже действующему маршруту Баку-Тбилиси-Эрзерум должен присоединиться газопровод Турция — Греция — Италия (TGI), Nabucco, а теперь еще и AGRI. Не говоря уже об увеличении поставок в Россию, о чем недавно была достигнута договоренность на встрече Дмитрия Медведева и Ильхама Алиева.

В-третьих, существуют проблемы с финансированием нового проекта — ведь несмотря на все заявления и меморандумы о намерениях, конкретные финансовые ресурсы на AGRI не выделены (как, впрочем, не решены финансовые проблемы и у Nabucco). Что и неудивительно — ведь инвесторы не спешат раскошеливаться, когда дело идет о проектах с пока еще неподтвержденной ресурсной базой и гарантированным экономически обоснованным транзитом.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам
Мировой рынок СПГ: Россия и ее основные конкуренты
Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики