Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украине пора перестать хулиганить, чтобы получить транзит

Украине пора перестать хулиганить, чтобы получить транзит

Худший сценарий ждет украинский транзит, если после запуска "Северного потока–2" она продолжит свои попытки нажиться на России, а не станет нормальным деловым партнером.

Украина с запуском газопровода "Северный поток-2" может выбрать путь: без транзита или с транзитом. Второй вариант для нее предпочтительнее. Однако для его сохранения придется включить критическое мышление, выключить откровенно антироссийский звук и работать на выгодных не только для украинской стороны условиях.

В разговоре с Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков оценил действующий контракт с Украиной и его перспективы, если они условия сотрудничества не пересмотрят.

"Украину ждет негативный сценарий, если они будут применять на практике тот же подход, что и сейчас. Будут говорить, что Россия должна нести огромные деньги, а они завысят тарифы, но это не так работает. Это сейчас они так, раз "Газпром" вынужден был подписать контракт с жесткими тарифами, с новыми условиями: если не прокачал объемы сегодня, то все равно должен заплатить за них.

Дело в том, что даже на сутки вперед перенести нельзя. Летом газа требуется меньше, зимой больше. Поэтому летние объемы очень удобно переносить на зимние, то есть по итогам года все равно получается такой объем, но ты переносишь по сезонам. Но сейчас этого делать нельзя. Если ты хочешь дополнительные объемы качать, то там придется повышенный тариф платить", - пояснил Юшков.

Суть контракта от 2019 года заключается в том, что Украина пытается выжать из трубы все, что только можно, то есть с России содрать деньги, отметил Юшков.

"С таким подходом, конечно, никто не будет сохранять транзит после 2024 года. Украина останется без транзитной прибыли, пусть она и не самая большая, но все равно. Если нет транзита, значит, надо будет напрямую у "Газпрома" покупать. Либо признавать, что все эти годы все равно покупал российский газ. Это очень неприятная история. Если они будут дальше политизировать вопрос, пытаясь нажиться, а не конкурировать", - заключил эксперт.

Российский поставщик старается с этого года снизить объемы поставляемого через Украину газа. Отметим, что тарифы у Украины слишком высокие. Для справки: дополнительное ежемесячное бронирование обходится на 20% дороже, то есть более чем 38 долларов за тысячу кубометров. Поэтому "Газпром" докупает у "Оператора ГТС Украины" и на максимум использует любые другие маршруты поставок в Европу.

Ранее президент России Владимир Путин заявил, что Россия готова сотрудничать с Украиной на выгодных условиях, чтобы сохранить транзит после 2024 года. Но пока украинский оператор предлагает тарифы на нынешнем уровне, установленном Нацкомиссией (НКРЭКУ). Общая цена входа и выхода с учетом налогов – 30,8 за тысячу кубометров. У Украины самые высокие тарифы на прокачку, при этом они регулярно говорят о том, что Россия отбирает у них транзит, а "Северный поток–2" ему угрожает.

Однако газопровод "Северный поток–2" не несет угрозы потери транзита Украиной. Российский "Газпром" будет осуществлять прокачку газа через ее территорию до конца действия контрактов, которые заключили стороны.

Если после окончания срока действия договоров стороны останутся заинтересованными в сотрудничестве, то начнутся новые переговоры. Соответствующее заявление сделал директор департамента экономического сотрудничества российского Министерства иностранных дел Дмитрий Биричевский.

"Сейчас контракт действует, а дальше будут переговоры "Газпрома" и их партнеров на Украине. У нас нет задачи приостановить поставку газа через Украину. Россия никогда не использовала энергетику и свои природные ресурсы как элемент давления или шантажа", – заявил он.

Источник: Baltnews.lv, 01.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики