Компания "Укртранснафта" запустила коммерческую услугу по хранению нефти на базе объектов нефтетранспортной системы (НТС) Украины. Статус таможенного склада получили два объекта — резервуарный парк морского нефтяного терминала "Южный" и магистральный нефтепровод "Лисичанск — Кременчуг".
Услуга позволит повысить конкурентоспособность и эффективность работы НТС, считают в компании. "Укртранснафта" пока не обозначила возможную цену за услугу и объемы для сырья.
На Украине решили, что волатильность рынка повысит спрос на услуги хранения нефти, предположил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с редакцией "ПолитЭксперта". Они пытаются по максимуму использовать оставшуюся инфраструктуру в стране.
Раньше многие хранилища применяли в качестве резервов для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Емкости для хранения были необходимы в случае перебоев поставок сырья. Процесс переработки достаточно сложный, поэтому заводы предпочитали не останавливать работу и использовали объемы из резервуаров.
"За последние десятилетия на Украине практически все НПЗ были разрушены или остановлены. Переработка осуществляется на Кременчугском заводе, и то работает не на полной мощности. У них был современный хороший НПЗ Лисичанский, но он попал в зону боевых действий и был разрушен в Донбассе. Остальное это так называемые самовары, самогонные установки по первичной переработке нефти", — рассказал собеседник ПЭ.
Украина в основном импортирует из других стран, в том числе из России. Из-за этого резервуары оказались пустующими. Поэтому "Укртранснафта" и предложила услуги хранения.
Без гарантийной прибыли
Предложением украинской компании могут заинтересоваться трейдеры, которые хотят заработать на разнице цен. Они могут быть из любой страны: России, Европы или Незалежной.
"Здесь какие риски. Если ты рассчитываешь, что нефть будет расти, тогда есть смысл закачать и ждать. Но она может и подешеветь. Тогда получается, что купили ее задорого, а продать можно только задешево. Так что не факт, что эта услуга будет востребована", — пояснил аналитик.
Гарантий по заработку на разнице цен нет. Также нужно закладывать в расходы стоимость хранения нефти. То есть учитывать не только перспективы, но и время использования услуги. Поэтому массово хранением нефти не занимаются. Украинская попытка провернуть такую же историю только с газом успеха не принесла.
Возникает также сложность из-за запрета на свободную продажу нефти Украине. Поставка является лицензируемой, чтобы российское сырье не поступало на нужды минобороны Незалежной для войны с Донбассом. Лицензию можно получить у Министерства экономического развития России.
"Поэтому здесь есть определенные бюрократические сложности. Тем не менее торговля идет. Нужно просто указать, что нефть будет храниться на территории Украины, и она не сможет попасть на НПЗ страны", — уточнил Игорь Юшков.
Маневры с нефтепроводами
Услугами по хранению в Незалежной пользуются в основном, когда идет транзит из России по ответвлению трубопровода "Дружба". Сырье через Украину поступает в Венгрию и Чехию. Вдоль всего нефтепровода есть хранилища — технологические емкости для маневров по объемам, добавил аналитик:
"В 2019 году была история с хлорированной нефтью. Украина очень грамотно воспользовалась положением и не политизировала эту историю. "Транснефть" заказывала им откачку нефти в хранилища. Практически все сырье слили на территории Украины, освободили трубы и пустили нормальную нефть. Украина справилась с этим очень быстро и профессионально. Просто поняли, что им заплатят за прокачку туда-сюда и за хранение".
Киев тогда не стал хитрить или мудрить, как, например, Польша. Благодаря этому случаю стране удалось хорошо заработать. "Транснефть" платила за хранение хлорированной нефти. В дальнейшем, когда заказывали транзит через Украину, страна просто добавляла сырье из хранилищ. Так не достигалась предельная концентрация, а Киев мог заработать двойную плату.
"Это хороший показатель того, как можно маневрировать и оказывать услуги по хранению. Но это особый случай. Насколько будут востребованы емкости по хранению в обычной ситуации, сказать сложно. Пусть попробуют, раз есть такая возможность. Может быть, будет востребована в какой-то мере эта услуга", — заключил эксперт.