Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия начала готовиться к энергопереходу

Россия начала готовиться к энергопереходу

Правительство РФ по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина создаст рабочие группы "по адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу" - снижению спроса на традиционное топливо на фоне развития альтернативной энергетики, куратором групп станет первый вице-премьер Андрей Белоусов, - сообщил источник, близкий к правительству, и подтвердил федеральный чиновник, участвующий в этой работе.

"Стоит задача - определить риски и возможности глобального энергоперехода для российской экономики, оценить сценарии по всем развилкам и выработать оптимальный. Важно обеспечить сбор достоверных данных, координацию ведомств, организаций и экспертов", - цитирует его РБК.

Такое решение правительства предваряла серия дискуссий в закрытом режиме о подготовке России к начавшейся перестройке глобальной экономики в направлении низкоуглеродного развития, после чего был сформирован предварительный состав "климатических" рабочих групп, проходили закрытые совещания вице-премьеров, на которых обсуждались предварительные результаты анализа рисков и возможностей для России, рассказал один из собеседников.

Снижение углеродоемкости экономики - это важный фокус и в рамках разработки новых инициатив социально-экономического развития до 2030-го, и как самостоятельная повестка правительства. Его нужно рассматривать как драйвер технологического развития в сторону снижения потребления углеводородов и увеличения доли зеленой энергии, - отметил еще один источник издания.

За работу с регионами в рамках энергоперехода, аналитику и регуляторику будет отвечать Минэкономразвития, за научное сопровождение - Минобрнауки, за реструктуризацию реального сектора - Минпромторг, за реструктуризацию энергетики и водородные проекты – Минэнерго, а за климатические проекты - Минприроды.

К обсуждениям привлекались председатель правления Сбербанка Герман Греф и спецпредставитель президента России по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс.

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, вопрос глобального энергоперехода встает для России уже сейчас. "Дело в том, что это не обычный энергопереход, то есть не естественная смена основного вида энергоносителя. Скажем, раньше они происходили, когда от дров перешли к углю, а потом от угля к газу. Но сейчас нас пытаются силой запихнуть в еще не наступившее энергобудущее, требуя отказаться от углеводородов. Россия уже сталкивается с этой проблемой, мы видим, что в Европе принимается соответствующее законодательство, и "Газпрому" приходится встраиваться в процесс", - прежде всего пояснил он.

"Так, в Европе утверждена программа Green Deal, "Зеленая сделка", которая предписывает европейским странам к 2050 году вообще отказаться от использования ископаемых источников энергии. Смогут ли они это сделать или нет – большой вопрос, однако документы принимаются и подталкивают компании и государства к декарбонизации. Самый основой момент здесь – так называемый углеродный налог, то есть пограничное регулирование, которое требует отслеживать углеродный след во всех товарах, высчитывать, сколько парниковых газов возникает при их производстве. В зависимости от углеродного следа взимается углеродный налог, чтобы любые производители платили за выбросы в атмосферу. Пока этим налогом облагаются немногие отрасли –электроэнергетика и металлургия, но не добыча нефти и газа, так что пока российского нефтегазового экспорта в Европу он не касается", - рассказал Игорь Юшков.

"Причем пока речь идет о налогообложении так называемого первого охвата – платить лишь за те парниковые газы, что возникают при производстве самого товара. Есть еще второй охват – за газы, возникшие при выработке электроэнергии, используемой для производства товара, и третий охват – за газы, возникшие при потреблении товара. Самый большой риск для России – это как раз третий охват, поскольку большая часть парниковых газов у нас возникают при сжигании проданных в Европу нефти и газа. Нужно уже сейчас думать, как сделать так, чтобы наши производители не платили деньги в Европе, а платили в России, чтобы они не уходили из России, чтобы не происходило оттока денег из нефтегазовой отрасли и чтобы российские компании не обанкротились в рамках этого углеродного налога", - обратил внимание экономист.

"Поэтому правительство и приступило к работе над темой энергоперехода, так как требуется выработать свой механизм углеродного налога и договориться с европейцами, чтобы наши компании платили его не в Европе, а в России. То есть у нас все будет как в международных нормах, мы сами будем стимулировать сокращение выбросов парникового газа, потому что мы тоже спасаем планету, а не один Запад, но деньги за это будут оставаться в России. То есть правительству нужно минимизировать вред российской экономики от западной климатической кампании, которая от спасения планеты перешла в раздел экономики и изменения торговых отношений", - указал Игорь Юшков.

Генеральные цели создаваемых рабочих групп - определить, как глобальный энергопереход повлияет на российскую экономику, разработать оптимальный сценарий адаптации к нему России, поскольку есть понимание того, что в основных сценариях спрос на российские энергоносители будет постепенно снижаться: сейчас более 50% российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары.

Рабочие группы подготовят прогноз развития событий до 2050 года и цели до 2030 года, а также увяжут долгосрочную стратегию с текущей деятельностью.

Авторы: Евгений Николайчук, Андрей Петров

Источник: Вестник Кавказа, 04.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики