Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разлив шаблона: в морские порты направится федеральная проверка

Разлив шаблона: в морские порты направится федеральная проверка

Когда удастся ликвидировать нефтяное пятно у Новороссийска

Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила руководителям Ростехнадзора и Росприроднадзора провести проверку деятельности операторов морских портов России, осуществляющих перевалку нефтепродуктов, выяснили «Известия». Причиной для такого решения стал выброс нефтепродуктов в море вблизи Новороссийска. Инцидент произошел 7 августа в 6 км от берега при загрузке греческого судна — эта манипуляция выполнялась с терминала Каспийского трубопроводного консорциума (АО «КТК-Р»). По данным Института космических исследований и Института океанологии РАН, площадь загрязнения нефтепродуктами составила 80 кв. км. В WWF России «Известиям» завили, что пятно размером 94 кв. км. Дело о разливе нефти взяла на контроль Генпрокуратура РФ.

Пора проверять

Выброс нефтепродуктов в море произошел 7 августа в 6 км от берега при погрузке греческого судна Minerva Symphony через выносное причальное устройство (ВПУ) с терминала Каспийского трубопроводного консорциума (АО «КТК-Р»). На происшествие, экологические последствия которого еще предстоит оценить, уже отреагировали в правительстве.

11 августа вице-премьер Виктория Абрамченко направила письмо в адрес главы Ростехнадзора Александра Трембицкого и главы Росприроднадзора Светланы Радионовой. Зампред правительства поручила организовать «проверку деятельности операторов терминалов морских портов, осуществляющих перевалку нефтепродуктов в морских портах, в том числе в части готовности к ликвидации аварийных разливов нефти». Копия письма есть в распоряжении редакции.

Источник «Известий» в правительстве уточнил, что за погрузку и разгрузку судов отвечают операторы терминалов. Смысл поручения — в том, чтобы «проверить технически опасные объекты на предмет их соответствия требованиям безопасности и готовности к ликвидации последствий в случае аварии», объяснил собеседник газеты.

«Известия» направили запросы в крупнейшие порты РФ.

Председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов сказал «Известиям», что ежегодно в РФ происходит более 10 тыс. разливов нефти на суше и на шельфе, в акваториях. Парламентарий предполагает, что в такой ситуации важно не только анализировать состояние инфраструктуры портов, но и обращать внимание на вопросы контроля и ответственности.

— В России за последние два года создана серьезная нормативная база по предотвращению нефтеразливов. Но правоохранительные органы должны эффективнее реагировать, если кто-то нарушает закон, и привлекать к ответственности тех, кто не предпринял исчерпывающие меры безопасности при добыче, хранении и транспортировке нефтепродуктов, — сказал депутат.

Спорная площадь

Как сообщили в Минприроды, Виктория Абрамченко также поручила Росприроднадзору оценить реальный масштаб выброса нефти под Новороссийском, а руководству ведомства — взять на личный контроль ликвидационные работы и восстановление водной среды.

— Ситуация на контроле ведомства, при необходимости будет сделан анализ общего количества собранного нефтепродукта, — сказали «Известиям» в пресс-службе Минприроды. — Возбуждено административное дело по ч. 4 ст. 8.13 КоАП («Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение»).

В Росприроднадзоре сообщили, что расчет ущерба произведут после того, как будет установлена производительность оборудования и время истечения жидкости.

Старший помощник Южного транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Марина Сомова сказала «Известиям», что новороссийская транспортная прокуратура начала проверку исполнения требований экологического законодательства и законодательства о безопасности эксплуатации водного транспорта. Дело о разливе нефти взяла на контроль Генпрокуратура РФ.

По сведениям КТК-Р, опубликованным в пресс-релизе на официальном сайте компании, «причиной инцидента послужило разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора, являющегося составной частью ВПУ (поставщик — Imodco, Monaco)». Представители КТК-Р настаивают, что в море вылилось 12 т нефтепродуктов, а площадь пятна — 200 кв. м.

Эти данные противоречат сведениям, полученным со спутника Института космических исследований и Института океанологии РАН и из других источников. Специалисты сообщали, что площадь пятна в 400 тыс. раз больше и составляет 80 кв. км.

— Как только мы получили сообщение от Росприроднадзора об этой аварии, мы включили нашу систему общественного мониторинга и уже вечером этого дня на радарном снимке смогли определить площадь загрязнения, — сказал «Известиям» руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса Алексей Книжников. — Она тогда составляла примерно четверть квадратного километра, а уже ровно через сутки на другом космоснимке мы увидели колоссальное увеличение площади загрязненной акватории — 94 кв. км.

123

Владельцы нефти или транспортной и иной инфраструктуры часто склонны занижать уровень экологического ущерба при авариях, пытаясь минимизировать возможную ответственность, сказал «Известиям» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.

— Изначально заявленные 200 кв. м загрязнения — это очень мало для выброса с танкера, — считает эксперт.

Масштаб загрязнения

По оценке Алексея Книжникова, «разлив серьезный», поскольку он произошел недалеко от берега.

— Загрязнение уже достигло побережья, — констатировал эколог. — У берега пока что радужная пленка. Но мы не исключаем попадание туда более тяжелых фракций нефти. Под угрозой находятся такие зоны природные зоны, как Абрау-Дюрсо и побережье Утришского заповедника.

Собеседник газеты предположил, что пленочное загрязнение на морской поверхности удастся собрать за несколько дней. Остальное рассеется по воде, и зримых загрязнений не будет.

— Что касается береговой черты, то с ней сложнее. Очистка может занять недели и месяцы, — предположил эксперт.

Станислав Митрахович заметил, что размер ущерба от таких происшествий зависит от их локализации.

— Разлившаяся нефть, к сожалению, не концентрируется на малом пространстве, она растекается. Хорошо еще, что разлив произошел в теплых водах, а не где-нибудь в арктической зоне, где убрать разлитую нефть особенно трудно и где экологический ущерб был бы намного выше, — сказал эксперт.

Эколог Елена Есина рассказала, что может произойти, даже если «часть нефтепродуктов испарится, а часть может уйти на дно».

— Через какое-то время там произойдет ее разложение, — объяснила эколог «Известиям». — Основной ущерб могут понести птицы. Если они попадут в нефтяное пятно при ловле рыбы или при посадке на воду, они могут получить нефтяное загрязнение и умереть. Но на сегодняшний такие факты не зафиксированы.

Пока что инспекторы Роспотребнадзора исследовали пробы морской воды в рекреационных зонах в Новороссийске, сообщали СМИ. Превышения предельно допустимой концентрации нефтепродуктов в этих зонах не выявлено.

Вопрос ответственности

Как объяснила «Известиям» адвокат Дарья Морозова, ответственность за разлив нефти при погрузке на танкер определяется в соответствии с законом «Об охране окружающей среды». В сложившейся ситуации ее должна понести компания, которая занимается обслуживанием морского терминала.

Действия сотрудников компании могут подпадать под ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ», добавил эксперт.

— Все обстоятельства дела должны быть рассмотрены и оценены в ходе разбирательства. Тогда будет установлена степень виновности ответственных за сложившуюся ситуацию лиц, — отметила юрист.

По ее мнению, собственник танкера Minerva Symphony не понесет ответственности за ущерб от загрязнения, поскольку ущерб не был причинен самим судном.

Заметим, что еще 21 июля 2021 года под Новороссийском Каспийская транспортная компания провела учения по ликвидации последствий утечки нефтепродуктов в море. СМИ Краснодарского края подробно освещали это событие. Заместитель регионального менеджера по морским операциям АО «КТК-Р» Игорь Флоровский рассказывал, что в учениях приняли участие 16 принадлежащих компании судов. Теперь, в августе, все они были задействованы в ликвидации не игровой, а реальной аварии.

Авторы: Екатерина Ясакова, Евгения Перцева, Ирина Цырулева, Юлия Игнатьева

Источник: Известия, 12.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики