Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Во сколько Минску обойдутся санкции против нефтяного сектора

Во сколько Минску обойдутся санкции против нефтяного сектора

Белоруссия недосчитается $3 млрд из-за санкций и уже повысила цены на бензин

Новые западные санкции против Белоруссии поставили под удар всю нефтеперерабатывающую отрасль страны и способны сократить доходы бюджета республики примерно на $3 млрд. Расплачиваться за это будут белорусские автовладельцы — местные ценники на топливо уже переписаны властями в сторону повышения. Экономическое давление на Белоруссию при этом вряд ли ускорит процесс ее интеграции с Россией. 

Со вторника, 10 августа, в Белоруссии были повышены цены на автомобильное топливо. Об этом сообщило агентство «БелТА» со ссылкой на концерн «Белнефтехим».

«Изменение цен на моторное топливо обусловлено продолжающимся ростом мировых котировок нефти, среднее значение которых с 1 по 6 августа составило $72,3 за 1 баррель и по сравнению с уровнем котировок за январь 2021 года выросло на 32,3%», — объяснили представители компании.

Цены на заправках в среднем увеличатся на 13,6% по сравнению с началом года, подсчитали в «Белнефтехиме». С сегодняшнего дня цена бензина АИ-92 составит 1,95 белорусских рублей (около 60 российских), АИ-95, как и дизтопливо, — 2,05, АИ-98 — 2,27 (66,34 в валюте РФ).

Цены на бензин, напоминает «Белорусский партизан», одинаковы на всех заправках, потому что они регулируются государством. Издание подсчитало, сколько стоит бензин в соседних странах и сравнило эти цены со средней зарплатой, чтобы понять, где бензин на самом деле дорогой, а где нет.

Выяснилось, что в Белоруссии на среднюю зарплату можно купить 555 л топлива. В России 934 л, на Украине 439 л, в Литве 789 л, а в Швеции, например, 1678 л.

Любимая статья бюджета

В допандемийном 2019 году на экспорт нефти и нефтепродуктов приходилась почти четверть всех зарубежных поставок страны, и с началом пандемии финансовое состояние государства из-за падения спроса на топливо заметно ухудшилось.

На 2020 год правительство Белоруссии сверстало госбюджет исходя из цены на нефть $60 за баррель, но среднегодовая цена барреля составила всего $41,7 — в итоге бюджет страны не получил $476,4 млн плановых экспортных пошлин на нефтепродукты.

Падение валютной выручки было вызвано прежде всего проблемами с поставками российской нефти в первом квартале 2020 года из-за ценовых разногласий с российскими поставщиками, отмечали ранее эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

В первом квартале прошлого года Белоруссия даже не экспортировала нефть в значимых объемах: все перерабатывалось на белорусских НПЗ, которые работали с половинной загрузкой мощностей. В 2021 году ситуация поначалу кардинально поменялась. В январе-апреле этого года страна направила 3,39 млн тонн нефтепродуктов на экспорт, что на 87,6% больше, чем за аналогичный период 2020-го.

Но рекордное наращивание зарубежных поставок продолжалось до 21 июня, пока Евросоюз не ввел санкции против Белоруссии. В «черный список» попали нескольких десятков физических лиц и компаний, в том числе из нефтеперерабатывающего сектора.

А 9 августа секторальные санкции против режима Лукашенко ввели также США, Великобритания и Канада. Повод тот же, что и у ЕС — нарушение прав человека и недемократические выборы президента, состоявшиеся год назад. Ограничения введены, кроме прочего, и на экспорт нефтепродуктов.

Такие ограничения со стороны западных соседей дорого обойдутся белорусскому бюджету, считает собеседник «Газеты.Ru», ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По его подсчетам, только за счет продаж нефтепродуктов в Великобританию Белоруссия зарабатывала около $1,5-1,8 млрд в год.

«В Европе большой объем белорусских нефтепродуктов покупали Нидерланды — 1,2-1,5 млн тонн в год. В ценах прошлого года это примерно около $1 млрд. Крупными европейскими покупателями являются также Польша, Латвия, Литва — раньше на их долю приходилось по несколько сотен тысяч тонн в год», — отметил эксперт.

В целом, по подсчетам эксперта, потери белорусского бюджета могут составить около $3 млрд в год. И за счет кого будут компенсированы выпадающие доходы от экспорта топлива, вполне очевидно. «Основные НПЗ — государственные или с контрольным госпакетом. И если госбюджет недобирает на экспорте нефтепродуктов, то за этот недобор придется доплачивать потребителям», — сказал Юшков.

Пространство для маневра

Потери госбюджета Белоруссии могут быть и больше, потому что неприятные сюрпризы могут появиться и с российской стороны, отметили собеседники «Газеты.Ru». Лукашенко не раз заявлял, что готов идти только на экономическую интеграцию двух государств, только сохранив суверенитет.

«Это очень зыбкая почва. Россия, конечно, будет поддерживать Лукашенко, чтобы его режим не обанкротился и его не свергли. И на смену Лукашенко не пришел бы проевропейский лидер. Но Лукашенко может снова остаться без сырьевой и финансовой подпитки со стороны России, если нам покажется, что интеграция тормозится», — сказал первый вице-президент Центра политтехнологий профессор НИУ ВШЭ Алексей Макаркин.

В перспективе, возможно, получится так, что отрезанная от основных рынков сбыта нефтепродуктов Белоруссия будет перерабатывать все 6 млн тонн российской нефти для своих нужд. И тогда, возможно, бензин в Белоруссии подешевеет, не исключил Юшков из Фонда национальной энергетической безопасности.

Автор: Рустем Фаляхов

Источник: Газета.Ru, 10.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики