Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ЕС: проект системы газовой взаимопомощи

ЕС: проект системы газовой взаимопомощи

На днях Европарламент одобрил законопроект о газоснабжении стран ЕC, который предусматривает создание общеевропейской системы по «газовой взаимопомощи». Ее предполагается задейстовать в случае чрезвычайной ситуации, объявляемой в случае жалоб двух государств Евросоюза на недопоставки «голубого топлива». Оказавшиеся в сложной ситуации страны должны будут иметь возможность доступа к газовым резервам соседних государств. Координировать процесс будет Еврокомиссия. Поставщики же, по планам, будут обязаны иметь запасы топлива для бесперебойного cнабжения потребителей в течение 30 дней при кризисных ситуациях. Владельцы же газопроводов должны обеспечить возможность реверсной прокачки, то есть использования трубы в обоих направлениях.

Как это часто бывает в случае со многими другими аспектами acquis communautaire и вообще законодательства ЕС, согласование положений нового общеевропейского регламента применительно к национальному правовому полю займет много времени и имеет все шансы серьезно трансформироваться. При «адаптации» acquis национальные правительства зачастую проявляют просто чудеса изобретательности и буквально «держатся зубами» за исключения из общеевропейских норм в пользу «обоснованной» местной специфики. Напомним, например, что имплементация Третьего энергопакета на уровень национального законодательства отдельных стран может происходить в различных вариантах, и лишь наиболее «жесткая» его интерпретация требует обязательного выкупа транзитных мощностей у компаний, занимающихся также добычей и переработкой газа. В итоге в той же Германии «Газпром» имеет все шансы получить возможность использовать подводящие к Nord Stream газопроводы по своему усмотрению и не пускать в трубу конкурентов.

В любом случае, характерное и для многих западных, и для многих российских экспертов «злорадство» (или, наоборот, «паника») по данным вопросам совершенно излишне. Ведь либерализация европейского газового рынка вполне может быть обращена «Газпромом» в свою пользу. России опасаться конкуренции со стороны «третьих сил» имеет смысл лишь в том случае, если данные конкуренты действительно представляют серьезную угрозу как альтернативные поставщики. Однако остаются более чем обоснованные сомнения относительно того, что поставщики сланцевого газа и СПГ действительно смогут в перспективе 10–15 лет заместить существенную часть газпромовского экспорта по более выгодной для европейских покупателей цене.

Именно поэтому к либерализации в ЕС стоит относиться в первую очередь как возможности, а не как к риску. Впрочем, данный подход подразумевает и желательность не только экономического, но и политического и даже институционального сближения РФ и ЕС (проект которого в настоящее время предлагает ряд авторитетных экспертов) с увеличением уровня доверия сторон друг к другу. Прогресс с последним моментом на практике в последние годы, мягко говоря, не слишком успешен, и ситуация явно нуждается в исправлении.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики