Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ЕС: проект системы газовой взаимопомощи

ЕС: проект системы газовой взаимопомощи

На днях Европарламент одобрил законопроект о газоснабжении стран ЕC, который предусматривает создание общеевропейской системы по «газовой взаимопомощи». Ее предполагается задейстовать в случае чрезвычайной ситуации, объявляемой в случае жалоб двух государств Евросоюза на недопоставки «голубого топлива». Оказавшиеся в сложной ситуации страны должны будут иметь возможность доступа к газовым резервам соседних государств. Координировать процесс будет Еврокомиссия. Поставщики же, по планам, будут обязаны иметь запасы топлива для бесперебойного cнабжения потребителей в течение 30 дней при кризисных ситуациях. Владельцы же газопроводов должны обеспечить возможность реверсной прокачки, то есть использования трубы в обоих направлениях.

Как это часто бывает в случае со многими другими аспектами acquis communautaire и вообще законодательства ЕС, согласование положений нового общеевропейского регламента применительно к национальному правовому полю займет много времени и имеет все шансы серьезно трансформироваться. При «адаптации» acquis национальные правительства зачастую проявляют просто чудеса изобретательности и буквально «держатся зубами» за исключения из общеевропейских норм в пользу «обоснованной» местной специфики. Напомним, например, что имплементация Третьего энергопакета на уровень национального законодательства отдельных стран может происходить в различных вариантах, и лишь наиболее «жесткая» его интерпретация требует обязательного выкупа транзитных мощностей у компаний, занимающихся также добычей и переработкой газа. В итоге в той же Германии «Газпром» имеет все шансы получить возможность использовать подводящие к Nord Stream газопроводы по своему усмотрению и не пускать в трубу конкурентов.

В любом случае, характерное и для многих западных, и для многих российских экспертов «злорадство» (или, наоборот, «паника») по данным вопросам совершенно излишне. Ведь либерализация европейского газового рынка вполне может быть обращена «Газпромом» в свою пользу. России опасаться конкуренции со стороны «третьих сил» имеет смысл лишь в том случае, если данные конкуренты действительно представляют серьезную угрозу как альтернативные поставщики. Однако остаются более чем обоснованные сомнения относительно того, что поставщики сланцевого газа и СПГ действительно смогут в перспективе 10–15 лет заместить существенную часть газпромовского экспорта по более выгодной для европейских покупателей цене.

Именно поэтому к либерализации в ЕС стоит относиться в первую очередь как возможности, а не как к риску. Впрочем, данный подход подразумевает и желательность не только экономического, но и политического и даже институционального сближения РФ и ЕС (проект которого в настоящее время предлагает ряд авторитетных экспертов) с увеличением уровня доверия сторон друг к другу. Прогресс с последним моментом на практике в последние годы, мягко говоря, не слишком успешен, и ситуация явно нуждается в исправлении.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики