Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ЕС: проект системы газовой взаимопомощи

ЕС: проект системы газовой взаимопомощи

На днях Европарламент одобрил законопроект о газоснабжении стран ЕC, который предусматривает создание общеевропейской системы по «газовой взаимопомощи». Ее предполагается задейстовать в случае чрезвычайной ситуации, объявляемой в случае жалоб двух государств Евросоюза на недопоставки «голубого топлива». Оказавшиеся в сложной ситуации страны должны будут иметь возможность доступа к газовым резервам соседних государств. Координировать процесс будет Еврокомиссия. Поставщики же, по планам, будут обязаны иметь запасы топлива для бесперебойного cнабжения потребителей в течение 30 дней при кризисных ситуациях. Владельцы же газопроводов должны обеспечить возможность реверсной прокачки, то есть использования трубы в обоих направлениях.

Как это часто бывает в случае со многими другими аспектами acquis communautaire и вообще законодательства ЕС, согласование положений нового общеевропейского регламента применительно к национальному правовому полю займет много времени и имеет все шансы серьезно трансформироваться. При «адаптации» acquis национальные правительства зачастую проявляют просто чудеса изобретательности и буквально «держатся зубами» за исключения из общеевропейских норм в пользу «обоснованной» местной специфики. Напомним, например, что имплементация Третьего энергопакета на уровень национального законодательства отдельных стран может происходить в различных вариантах, и лишь наиболее «жесткая» его интерпретация требует обязательного выкупа транзитных мощностей у компаний, занимающихся также добычей и переработкой газа. В итоге в той же Германии «Газпром» имеет все шансы получить возможность использовать подводящие к Nord Stream газопроводы по своему усмотрению и не пускать в трубу конкурентов.

В любом случае, характерное и для многих западных, и для многих российских экспертов «злорадство» (или, наоборот, «паника») по данным вопросам совершенно излишне. Ведь либерализация европейского газового рынка вполне может быть обращена «Газпромом» в свою пользу. России опасаться конкуренции со стороны «третьих сил» имеет смысл лишь в том случае, если данные конкуренты действительно представляют серьезную угрозу как альтернативные поставщики. Однако остаются более чем обоснованные сомнения относительно того, что поставщики сланцевого газа и СПГ действительно смогут в перспективе 10–15 лет заместить существенную часть газпромовского экспорта по более выгодной для европейских покупателей цене.

Именно поэтому к либерализации в ЕС стоит относиться в первую очередь как возможности, а не как к риску. Впрочем, данный подход подразумевает и желательность не только экономического, но и политического и даже институционального сближения РФ и ЕС (проект которого в настоящее время предлагает ряд авторитетных экспертов) с увеличением уровня доверия сторон друг к другу. Прогресс с последним моментом на практике в последние годы, мягко говоря, не слишком успешен, и ситуация явно нуждается в исправлении.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики