Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин и Меркель согласовали дорожную карту по транзиту газа через Украину

Путин и Меркель согласовали дорожную карту по транзиту газа через Украину

Новое газотранспортное соглашение с Украиной должно устраивать все стороны, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.  

РФ согласилась на продление транзита через Украину

Президент РФ Владимир Путин после переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель заявил, что Москва после 2024 года готова сохранить транзит газа через Украину, объем и сроки контракта будут зависеть от потребностей ЕС.

В совместном заявлении США и ФРГ по Украине и энергетической безопасности Европы обозначено продление газотранспортного соглашения 2019 года еще на десять лет – до 2034 года – и стоит обязательство Берлина начать переговоры до 1 сентября 2021 года.

Вчера Германия назначила официального уполномоченного по транзиту газа через Украину, им стал Георг фон Вальдерзее.

Москва не считает совместное заявление США и ФРГ обязывающим документом, но готова обсуждать продление транзита газа через Украину. Путин не раз высказывался подобным образом, поэтому в его заявлении нет новаций.

Газотранспортное соглашение 2019 года не выгодно России. «Газпром» подписал его из-за задержки со строительством «Северного потока – 2», введения американских санкций и отказа от трубоукладочных работ швейцарской компании Allseas.

Транзит газа через Украину стоит дороже не только «Северного потока – 1», но и польского маршрута, а дополнительное бронирование мощностей выходит накладней базовой ставки в 1,2 млрд долларов за 110 млн кубов поставок газа в день, или 1,2 млрд кубов газа в год.  

Россия пойдет только на выгодные условия

«Договор – это предмет непротивления двух сторон, предмет компромисса. Полагаю, что в результате встречи Путина и Меркель появится дорожная карта для проведения переговоров по транзиту газа через Украину», – заключает Гривач.

Результативность таких переговоров отчасти зависит от востребованности российского газа на европейском рынке.

«Будут ли Еврокомиссией чиниться искусственные препятствия как для российского газа, так и для газового рынка, вводиться регуляторные неконкурентные ограничения, но сегодня диспозиция для нас очень хорошая», – резюмирует Гривач.

Евросоюз постепенно отказывается от угля: во всех странах, кроме Польши, приняты соответствующие нормативные решения.

«Германия в 2022 году закроет последние АЭС, генерацию с которых нужно будет заместить новыми источниками энергии, а основным видом топлива здесь выступает природный газ. Ситуация создает возможности для того, чтобы украинский транзит был востребован как коммерческий маршрут, а не в виде политической сделки в поддержку Украины», – констатирует Гривач.  

Для того чтобы украинское газотранспортное направление эффективно работало, Европе стоит поддержать Киев дополнительным спросом.

«Не должно быть каких-то обязанностей и гарантий по транзиту только потому что это Украина. Новое соглашение должно быть выгодно всем участвующим в переговорном процессе сторонам», – заключает Гривач.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 20.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики