Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Третий энергопакет вернулся в ЕС газовым бумерангом

Третий энергопакет вернулся в ЕС газовым бумерангом

Евросоюз продолжает политизировать тему поставок российских энергоресурсов, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.  

РФ не уверена в надежности Европы

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что у Москвы подорвано доверие ко многим европейским партнерам в сфере энергетики.

Лавров обратил внимание на газовую директиву ЕС, которая в 2019 году была принята Брюсселем для того, чтобы «Северный поток – 2» попал под нормы Третьего энергопакета, документа, созданного, в том числе, против «Северного потока – 1».

Смысл Третьего энергопакета заключается в разделении поставщика и транзитера газа. Европейцы формально так борются с монополизмом, а в реальности – против компании «Газпром», которая в России обладает исключительными правами на газовый экспорт.

Если компания осуществляет поставки и владеет газопроводными мощностями, то она должна оставлять 50% сторонним поставщикам, но в случае «Северного потока – 1» и «Северного потока – 2» этим поставщиком может быть только «Газпром», и это в ЕС отлично понимают.

Благодаря этому документу поставки через «Северный поток – 1» находятся под ограничениями, и это снижает рентабельность проекта. Главной целью применения Третьего энергопакета против России является уменьшение прибыли компании «Газпром».  

В Третьем энергопакете оговаривались газопроводы, «приходящие в Европу», поэтому «Северный поток – 2» было решено закончить вне территориальных вод ФРГ и протянуть к нему мощности, которые с юридической точки зрения являются немецкими.

Чтобы этому воспрепятствовать, в Брюсселе посредством Дании создали проволочки для «Северного потока – 2», из-за которых строительство проекта было задержано. Затем ЕС выпустил газовую директиву, распространявшую на проект действие Третьего энергопакета.

Все было подстроено так, чтобы строительные работы не завершились к концу 2019 года. Европейский тренд поддержала администрация США Дональда Трампа, введя экстерриториальные санкции против компаний, участвующих в «Северном потоке – 2».

В 2021 году это вышло европейцам боком благодаря резкому росту газовых цен – если бы не было проволочек с «Северным потоком – 2», то сегодня бы отсутствовали проблемы с поставками газа в ЕС. Газовый рынок Европы напоролся на то, за что «боролся» Брюссель.

Последней новостью на газовую тему является успех польской апелляции по режиму газопровода Opal.  

Лавров крайне негативно оценил газовую директиву ЕС в интервью венгерскому изданию Magyar Nemzet, отметив, что ограничения ЕС принял в последний момент, когда основные инвестиции в «Северный поток – 2» были сделаны.

«Был нанесен удар по одному из фундаментальных принципов рыночных отношений – защите прав добросовестного инвестора. Конечно, это нам не прибавило уверенности в надежности европейских партнеров», - утверждает Лавров.

Россия никогда не давала поводов усомниться в надежности как поставщика сырья, снять остроту может только отказ европейских партнеров от политизации торгово-экономического сотрудничества с ЕС, мяч здесь находится на стороне Брюсселя.

Москва поставляет на рынок ЕС многие энергоресурсы – газ, нефть, уголь, нефтепродукты и электричество, но политизации подвергается только газовый рынок во многом из-за фактора газопроводов, от которых получают доход страны Восточной Европы.

Деньги здесь не самые большие, но газовая дискуссия позволяет таким странам, как Украина и Польша, почувствовать себя силами в Европе.  

ЕС давит на российский энергоэкспорт

«История здесь долгая – внешняя политика действительно отражается на сфере энергетического сотрудничества. Энергоресурсы и в первую очередь газ признаны на уровне Евросоюза – есть соответствующие доклады, исследования, мнения официальных лиц. Москва якобы использует энергетику в качестве политического оружия», - заключает Перов.

Именно из-за этого в совместном заявлении США и ФРГ появился о пассаж о недопустимости применения Россией темы «Северного потока – 2» и газа в качестве энергетического оружия, этот тезис основан на хорошо взбодренной почве.

«На основании этого делается вывод, что энергетическую зависимость от РФ необходимо сокращать», - констатирует Перов.

Однако события 2021 года подтвердили, что это в краткосрочной перспективе невозможно. Европа увеличила закупки угля в России, а нежелание «Газпрома» транзитировать большие объемы газа через Польшу и Украину обвалило европейские цены.

С нефтью дела проще – мировой рынок этого сырья деполитизирован по причине глобального характера. РФ поставляет нефть в Европу не только нефтепроводом «Дружба», но и танкерами, а система взаимозачетов мировых игроков нивелирует политический фактор.

«В последние годы с политизацией темы энергетики в ЕС ничего не изменилось, нет смягчающих факторов со стороны Европы, так что то, что сказал Лавров, является закономерной констатацией реальности», - резюмирует Перов

Об этом давно говорится, данной истории больше десятка лет, а украинский кризис только подлил масла в огонь.

Давление ЕС на российский газовый экспорт носит жесткий характер, теперь ему в помощь пришли углеродный налог и водородное направление – новые мифы европейской энергетики, существующие пока только в информационном пространстве.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 23.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики