Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай отбирает российскую нефть у Европы

Китай отбирает российскую нефть у Европы

Строительство российско-китайского нефтепровода завершено: символическая церемония завершения строительства нефтяной трубы прошла в Доме народных собраний в центре Пекина. Как отмечают эксперты ER.RU, событие это будет значимым, если России удастся продавать Китаю нефть с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. В противном случае, Россия сама себя лишит более выгодного европейского рынка.

Президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао в понедельник, 27 сентября, объявили о завершении строительства российско-китайского нефтепровода. Символическая церемония завершения строительства нефтяной трубы прошла в Доме народных собраний в центре Пекина, пишет ИТАР-ТАСС. Руководителям двух стран в режиме реального времени продемонстрировали, что происходит на российском и китайском участке.

«Все объекты нефтепровода полностью подготовлен к эксплуатации», – с российской стороны Амура заявил генеральный директор компании «Востокнефтепровод» Виктор Бронников. С китайской стороны - из Дацина - о готовности к завершению строительства сообщил директор проекта CNPC У Хун: «Сварка последнего стыка нефтепровода Россия-Китай завешена, прошу отдать приказ на полное завершение строительства».

Лидеры нажали символическую кнопку, ознаменовав завершение строительства нефтепровода.

«Церемония запуска нефтепровода: на экране китайские сварщики заканчивали работу «на глазах у изумленной публики», – прокомментировал это событие у себя в Твиттере помощник президента России Аркадий Дворкович.

Ожидается, что поставки нефти по новой ветке начнутся с января 2011 года. Однако, как заявил в комментарии ER.RU глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, пуск нефтепровода до Китая – событие не однозначное. «С одной стороны, да, мы получили выход на перспективный и достаточно интересный рынок, но с другой стороны, проблема России связана не с тем, что у нас наблюдается нехватка новых рынков по сбыту нефти, а в том, что у нас, к сожалению, весьма сомнительные перспективы роста добычи нефти. Новый нефтепровод – это, конечно, значимый структурный проект, который позволит осуществлять поставки на новый рынок Китая, куда до этого мы поставляли нефть только по железной дороге. С другой стороны, сейчас, когда завершено строительство российско-китайского нефтепровода, надо все-таки вернуться к изначально значимой теме, а именно, какими темпами у нас развивается добыча нефти на Востоке», – считает эксперт.

Как отметил Симонов, сейчас самое главное, чтобы нефть в Китай поставлялась с месторождений Восточной Сибири: «Для меня принципиальный момент, чтобы поставки нефти в Китай осуществлялись с Дальнего Востока и Восточной Сибири. К сожалению, сейчас поставки осуществляются из Западной Сибири, которая является ресурсной базой поставок в Европу. Это немного пугает. Потому что мы говорим не о выходе новой нефти на новый рынок, а скорее о перенаправлении поставок в пользу Китая с более доходного европейского рынка».

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности, необходимо отказаться от планов строительства трубопроводов, которые связывают западную Сибирь с ВСТО (трубопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан»), и сосредоточиться на повышении добычи нефти на востоке страны.

Отвод от трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» на Китай строится в соответствии с контрактом между «Роснефтью», «Транснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), подписанным в феврале 2009 года. Нефтепровод тянется от населенного пункта Сковородино через приграничный Мохэ до китайского Дацина. В рамках договоренности китайская сторона предоставила российским компаниям кредит в 25 миллиардов долларов в обмен на гарантию поставок нефти по трубопроводу в течение 20 лет, с 2011 по 2030 годы, в объеме 15 миллионов тонн в год, напоминает ИТАР-ТАСС.

«В ноябре-декабре начнется закачка в нефтепровод технологической нефти – порядка 600 тысяч тонн. С января начнутся коммерческие поставки», – сообщил журналистам глава «Транснефти» Николай Токарев. Он напомнил, что имеющийся контракт подразумевает поставки ежегодно 15 млн тонн нефти из России в Китай. Однако Токарев не назвал общую цену контракта. «Цена на нефть постоянно меняется, контракт заключен на 20 лет, но в любом случае, это весьма серьезный объем», - отметил он.

Право собственности на нефтепровод от «Сковородино» до государственной границы с КНР (протяженностью 65,2 км), включая подводный переход через реку Амур на территории РФ, будет принадлежать уполномоченной организации российской стороны – АК «Транснефть».

Предполагается, что «Роснефть» и «Транснефть» получат от КНР кредиты в объеме 15 и 10 млрд долларов соответственно. Россия будет поставлять в Китай по ВСТО 15 млн тонн нефти ежегодно в течение 20 лет, начиная с 2011 года. По оценкам экспертов, при осуществлении подобных долгосрочных проектов на условиях опережающего кредитования устанавливаются специальные цены на поставляемые ресурсы, их размеры пока не обнародованы.

Китай - один из крупнейших в мире импортеров углеводородов. В декабре прошлого года Госкомитет КНР по делам реформы и развития сообщил, что уровень зависимости Китая от импорта нефти превысил 50 проц. Между тем, по мнению большинства экспертов отрасли, дальнейшее рост этого показателя может серьезно подорвать энергобезопасность страны, отмечает в своей публикации экономический еженедельник "Чжунго цзинцзи чжоукань".

Источник: ER.ru, 27.09.2010 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики