Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Высокие цены на газ могут изменить мнение евробюрократов

Высокие цены на газ могут изменить мнение евробюрократов

Немецкие чиновники предложили «Газпрому» продать оператора «Северного потока – 2», чтобы обойти ограничения газовой директивы Евросоюза.

Об этом сообщает издание Frankfurter Allgemeine Zeitung. В соответствии с Третьим энергопакетом Евросоюза добывающая компания и оператор газопровода должны быть разделены. Но в России «Газпром» имеет исключительное право на экспорт газа по трубопроводу. На данный момент компания может использовать 50% газопровода.

Nord Stream 2 AG подала заявку на сертификацию в качестве независимого оператора газотранспортной системы, решение пока не принято.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович объяснил «Журналистской правде», будет ли «Газпром» рассматривать вариант продажи оператора.

«Газпром» будет действовать по плану: у него уже есть поданная заявка в сетевое федеральное агентство Германии, которое является газовым регулятором, на регистрацию компании Nord Stream 2 AG, собственника и оператора «Северного потока – 2», в качестве независимого оператора. Заявка подана, нужно дождаться ее рассмотрения. Если будет отказ, «Газпром» начнет действовать по обстоятельствам.

Один из вариантов – это либерализация российского законодательства, чтобы газ из России поставлял не только «Газпром», но и другие компании. На данный момент монополия на трубопроводный экспорт у «Газпрома». Но в полномочиях российской власти поменять законы. Например, «Роснефть» уже выразила желание экспортировать газ. Также можно создать отдельную компанию, которая будет заниматься экспортом газа. Это не является большой проблемой. Ее можно разрешить внутри российского государства.

Полной продажи оператора, скорее всего, не будет. Один из вариантов, если не будет удовлетворена заявка Nord Stream 2 AG, это организация виртуального хаба в Балтийском море, где будут проводиться аукционы на бронирование мощностей. Аукционы может проводить компания типа Nord Stream 2 AG, даже если там поменяются акционеры.

«Газпром» изначально хотел сделать «Северный поток – 2» консорциумом по аналогии с первым «Северным потоком», но из-за ряда обстоятельств пришлось устроить так, чтобы компании выступали не соакционерами, а кредиторами. Если сейчас вернуться к идее, что Nord Stream 2 AG будет компанией совместного владения, получится возвращение к истокам, тоже возможный вариант. Но полностью «Газпром» не будет продавать компанию, только часть, и то в случае, если другие варианты не сработают. Нужно действовать пошагово, постепенно, чем и занимается «Газпром».

Высокие цены на газ в Европе могут поменять мнение евробюрократов по этому вопросу. Они отказываются давать разрешение и получают высокие цены на газ. Зачем «Газпрому» торопиться? Мы и так продаем газ, зарабатываем большие деньги. Половину «Северного потока – 2» в любом случае сможем использовать, поставляя газ по очень высоким ценам, которые в десять раз больше, чем были летом прошлого года. Чем больше затягивают с вводом газопровода, тем выше цены на газ. Насильно пихать «Северный поток – 2» не будем, пусть просто покупают газ по высоким ценам.

Предложение Оператора газотранспортной системы Украины о покупке оператора «Северного потока – 2» нужно рассматривать как веселый троллинг. Никто не будет продавать российского оператора «Нафтогазу». В крайнем случае «Газпром» продаст часть Nord Stream 2 AG кому-то из своих доверенных партнеров в Европе, как изначально и планировалось в консорциуме. Если бы Nord Stream 2 AG владел не только «Газпром», но и европейские компании, то оператор был бы устойчивее к санкциям США».

Источник: Журналистская правда, 27.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики