Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые интересы Венгрии признаны в Киеве угрозой Украине

Газовые интересы Венгрии признаны в Киеве угрозой Украине

Соглашение с Венгрией по газу выгодно России, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Украинцы выступили против контракта «Газпрома» с Венгрией

Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон заявил, что газовый контракт России и Венгрии лишает украинцев транзита голубого топлива. Так украинский чиновник прокомментировал вчерашнюю российско-венгерскую договоренность.

Москва и Будапешт, как утверждают в Bloomberg, согласовали контракт на поставку 4,5 млрд кубов газа в год в течение 15 лет. Контракт будет подписан в конце октября, а поставки начнутся с 1 октября, изменение условий соглашения возможно через десять лет.

Транзит газа будет проходить через «Турецкий поток» и так называемый «Балканский поток», под которым понимаются интерконнекторы между Турцией, Болгарией, Сербией, Венгрией и Австрией, с конечным пунктом в хабе Баумгартен, куда придет газ с «Северного потока – 2».

Макогон в Facebook посетовал, что вместо прямого маршрута Россия – Украина – Венгрия, который в течение десятилетий поставлял сырье на венгерский рынок, газ пойдет по маршруту Россия – Турция – Болгария – Сербия – Венгрия.

Новый маршрут, как считает Макогон, значительно дольше, а «финальной целью Кремля является политическое и милитаристское давление на Украину». Однако Макогон не упомянул про стоимость транзита, сопоставимую с поставками через Украину.

Главным покупателем газа по южному направлению является Турция, и только это отыгрывает транспортное плечо в Венгрию. Остальные четыре страны суммарно закупают меньше газа, чем турки, поэтому с экономическим обоснованием у «Турецкого потока» проблем нет.

«Турецкий поток» уже привел к снижению газового транзита через Украину в 2020-2021 годы, теперь украинцы могут мечтать о сохранении только 40 млрд, а не почти 100 млрд кубов транзитных объемов в год, как было еще несколько лет назад.

Второй момент заключается в претензиях. Согласование обходного контракта демонстрирует, что Киев не сможет предоставить выгодное соглашение как РФ, так и Венгрии.

В-третьих, соглашение подписано на 15 лет, когда неизвестно, что будет с украинской ГТС. Труба уже вышла за эксплуатационные сроки, а при загрузке менее 40 млрд кубов инфраструктура за несколько лет придет в упадок. 

Контракт выгоден как России, так и Венгрии

«Долгосрочный газовый контракт с Венгрией – это хорошо, он укрепляет энергетические отношения Москвы и Будапешта. Венгры не самый крупный покупатель российского газа, но тем не менее речь идет о 7 млрд кубов газа в год», – заключает Митрахович.

Венгерские объемы небольшие, но это важный рынок для «Газпрома», который нельзя недооценивать. Что касается потерь Украины, то они составляют несколько сотен миллионов долларов, что точно не повод для международной реакции.

«Венгрия может получать обходной Украину газ как по северному маршруту (через "Северные потоки", ФРГ и Чехию), так и по южному (через "Турецкий поток" и "Балканский поток"). Возможен транзит через Венгрию – в Словению и Австрию», – резюмирует Митрахович.

Инфраструктуру в Баумгартене теперь называют Центрально-европейским газовым хабом, откуда возможна поставка сырья в северную Италию. Венгрия не будет крупным транзитером, но небольшие объемы через нее пойдут, и это принесет прибыль в венгерский бюджет.

«Заявление Макогона носит странный характер, он не заметил, как налил воды на российскую мельницу. Макогон говорит про дальний маршрут, но это аргумент в пользу "Северного потока – 2", который короче по транспортному плечу украинской ГТС», – констатирует Митрахович

Протяженность «Северного потока – 2» составляет 1200 км, а украинской ГТС – 1100 км, но еще нужно довести газ к Украине, а из Украины – в ФРГ. Украинская ГТС проигрывает «Северному потоку – 2» по всем показателям, кроме транзитных объемов.

«Южный маршрут не является супердолгим для Венгрии, пусть и проходит через Черное море, Турцию, Болгарию и Сербию. Он современней и технологичней, в нем лучше трубы и компрессоры, выше экономическая эффективность, ниже углеродный след. Украинской ГТС нечем бить как "Турецкий поток" с "Балканским потоком", так и "Северный поток – 2"», – заключает Митрахович.

Силы, которые выступают в ЕС за экологию и эффективность, должны поддерживать это газотранспортное направление.

Венгры подписали соглашение с РФ не просто так, значит оно для Будапешта выгодней сотрудничества с Киевом. «Газпром» мог предоставить скидку, соглашение может носить пакетный характер и распространяться на другие темы российско-венгерского сотрудничества.

Москва работает с Будапештом по вакцинам, а Росатом имеет контракт по строительству АЭС «Пакш». Рассуждения Макогона выглядят смешно: соглашение является двусторонним и выгодно в первую очередь не России, а венгерской стороне. 

«Контракты непубличные, поэтому мы не знаем, на каких условиях они прописаны. Транзит через Украину для «Газпрома» слишком дорогой, компания понятия не имеет, во сколько он будет обходиться после завершения контракта 2019 года», – резюмирует Митрахович.

Украина должна была начать работу над сохранением транзита 15 лет назад, а сегодня любые телодвижения результата не принесут.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 31.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики