Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Жаркое лето 2021 года дестабилизировало газовый рынок Европы

Жаркое лето 2021 года дестабилизировало газовый рынок Европы

Жара стала одним из факторов, повлиявших на разгон газовых цен в 2021 году, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов

Жара повлияла на газовые цены

Информационное агентство Reuters сообщает, что в 2021 году в Европе было самое теплое лето за историю наблюдений. Европейская служба по контролю за изменением климата имени Коперника утверждает, что средняя температура воздуха в июне-августе 2021 году была на один градус Цельсия выше аналогичного показателя в период 1991-2020 годов.

Предыдущий рекорд принадлежал 2010 и 2018 годам, летние периоды которых были на 0,1 градуса Цельсия прохладнее лета 2021 года. Ведомство связывает это с изменением климата на планете в связи с парниковыми выбросами, но это политическая интерпретация.

Однако 2021 год ознаменовался температурными перепадами, которые больно ударили по европейской и мировой экономике. Температура повлияла на энергетику, выявив уязвимые места в энергетической политике Европы. 

В 2020 году цены на газ в ЕС упали на фоне «коронакризиса» до минимума, а эксперты начали говорить о конце эпохи ископаемого топлива, но первая за три года холодная зима заставила данных аналитиков поумерить пыл.

В январе-марте 2021 года европейское потребление газа возросло, а цены на сырье сразу пошли вверх. Именно это и предопределило первый фактор резкого роста газовых цен в Европе – иссушение подземных хранилищ газа (ПХГ) на старом континенте, которые до сих пор не заполнены. Вторым фактором выступила погода, потому что морозы в Европе и Азии сменились летней жарой.

20 июня 2021 года цены на газ в Европе пробили отметку в 363 доллара за тысячу кубов, причиной стала 30-градусная жара, которая покрыла континент. Из-за этого электростанции стали потреблять больше газа, а в ПХГ перестало поступать новое сырье.

Цены на газ начали расти: «Газпром» запланировал на 2021 год среднюю цену в 170 долларов за тысячу кубов, а уже в начале года она дошла до 264 долларов. Летом ситуация усугубилась, а 6 сентября 2021 года цены добрались до 654 доллара за тысячу кубов на TTF. 

Действуют здесь и вторичные факторы, например проблемы с газовой добычей в Норвегии, но ситуацию на рынке определяют постпандемийное восстановление мировой экономики и повышение потребления энергоресурсов из-за аномалий с погодой.

Жара и холод бьют по всем отраслям: зимой из-за морозов, а летом из-за жары были проблемы с ветровыми электростанциями, которые дали Европе намного меньше генерации, чем в 2020 году. Это важно для таких западноевропейских стран, как ФРГ, Великобритания, Дания, где были осуществлены большие вложения в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и сделана на них ставка.

ВИЭ из-за погодных и температурных рекордов показали себя ненадежными источниками, а дыры в энергобалансе были замещены за счет угля и газа, цены на которые взлетели, несмотря на климатическую политику и введение плат за углерод в пространстве ЕС.

Не надо забывать и про Азию, где были и жара, и мороз вместе с резким повышением спроса на газ. Из-за этого предложение СПГ ушло на рынок Юго-Восточной Азии, с которой Евросоюзу теперь приходится конкурировать с помощью сверхвысоких цен на газ. 

Погода стала одним из факторов

«Фактор погоды всегда сильно влияет на газовый рынок, особенно эта тема стала заметной в связи с развитием ценообразования на основе биржевых котировок. Когда цены были привязаны к долгосрочным контрактам, они не так сильно колебались, как сейчас. Сегодня в ходу спотовые контракты, и это сделало газовый рынок волатильным», – констатирует Перов.

Над Европой довлеет развитие азиатского газового рынка: из-за роста цен в Азии, туда из Европы ушло предложение СПГ.

«Долгое время мы наблюдали качели: цены на газ выросли в Азии и увели за собой предложение СПГ, затем ситуация повторялась обратным образом в Европе, но из-за жары 2021 года сдерживающий механизм работать перестал», – заключает Перов.

Что касается ВИЭ, то это энергетическое направление может работать только в спокойной ситуации. В условиях пикового потребления они должны поддерживать традиционные энергоресурсы, другого варианта нет. Из-за этого не надо удивляться тому, что в ФРГ, где доля ветряков и солнечных батарей ушла за 40%, произошел угольный ренессанс на фоне погоды и резкого роста газовых цен.

«Такое случается не в первый раз. Во время холодов в США ветряки и солнечные батареи не справились с повышенной нагрузкой, в результате чего американцы для компенсации выпавших мощностей возвратились к угольной генерации», – резюмирует Перов.

В последние 10-15 лет лет мы каждый год слышим заявления климатологов о температурных рекордах, поэтому проблемы не в жаре, а в том, что на выходе мировой экономики из «коронакризиса» против европейской энергетики сыграл комплекс факторов, включая погоду. 

«Лето в 2021 году было жарким, а ВИЭ не справились с создавшейся ситуацией», – констатирует Перов.

Если ударят морозы, ситуация может повториться зимой, благодаря чему цены на газ могут уйти выше текущих показателей. В Bloomberg говорят о цене в 100 евро за МВт·ч, а это примерно 1250 долларов за тысячу кубов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 08.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики