Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Самим нужно: Россия хочет оставлять европейский углеродный налог себе

Самим нужно: Россия хочет оставлять европейский углеродный налог себе

Европа планирует ввести углеродный налог для иностранных поставщиков. В ответ Москва планирует ввести свой вариант, чтобы деньги экспортеров оставались в России. Эксперты считают, что правительство пошло по хорошему, но рискованному пути.

Российское правительство планирует разработать аналог углеродного налога, который планируют вводить для импортеров в Европе. Как сообщили «Ведомостям» два федеральных чиновника, подготовка механизма российского варианта займет год-полтора, и его хотят запустить раньше, чем Евросоюз.

Идея состоит в том, чтобы российские экспортеры платили налог не странам ЕС, а в бюджет собственного государства. «По словам источников, ключевая задача — подготовить национальное регулирование, достичь его признания на международном уровне и добиться зачета платежей за выбросы CO2 в России европейской системой углеродного контроля», — пишут «Ведомости».

В середине лета Еврокомиссия разработала проект Механизма пограничной корректировки углеродных выбросов (CBAM). Он предполагает, что поставщики стали, труб, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии будут платить трансграничный углеродный налог. Это будет выглядеть в виде покупок сертификатов, как сейчас продаются квоты на выбросы СО2 в Европе. Сейчас они торгуются на уровне 60 евро за тонну углерода, и их обязаны покупать в Европе, например, вредные производства, в том числе угольная генерация. Введение налога планируют начать в 2023 году, а в полную силу он заработает в 2026-м.

В российском правительстве рассматривают три варианта налога. Первый предполагает, что производители будут платить за превышение выбросов по установленным значениям. Второй — в стране введут торговлю квотами на выбросы СО2. Третий вариант — это комбинация первых двух. Правительство еще не решило, распространять ли налог только на экспортеров, которые подпадут под европейское регулирование, или на всех производителей, отмечают «Ведомости».

«Главный вопрос состоит в том, чтобы Европа признала наш углеродный налог и не заставляла российских экспортеров платить его дважды. Такая опция предусмотрена в рамках Парижского соглашения о климате. Но гарантий пока никаких нет», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. По его словам, на практике никто пока не понимает, как это все будет работать и как согласовывать углеродный налог.

«Европейцы, например, считают выбросы парниковых газов по отдельным группам товаров на основании данных своих производителей и для импортеров планируют применять такую же длину углеродного следа», — замечает эксперт.

В России считают справедливым учитывать поглощающую роль лесов и акваторий страны, но согласится ли на это ЕС, неизвестно.

Ведущий аналитик ФНЭБ считает, что риск для России может быть в разнице показателей и желании помочь производителям. «Если мы заявим об эффективном производстве и малых выбросах, а сборы будут небольшими, то мы рискуем подорвать доверие и к системе подсчета, и к взиманию углеродного налога», — говорит Игорь Юшков. По его мнению, европейцы никогда не согласятся и с тем, если правительство будет помогать экспортерам и перераспределять между ними в том или ином виде полученные сборы.

Как сообщало EADaily, углеродный налог в Европе сильнее всего ударит по поставщикам из России и меньше всего — по американским, подсчитали в исследовательских экологических центрах E3G и Sandbag.

«Из шести основных европейских торговых партнеров импортные товары из России будут нести самые высокие затраты по CBAM. Сборы за импорт США будут незначительными», — заявили в E3G и Sandbag. По их расчетам, чистые затраты по CBAM для американских экспортеров составят 10 млн евро в 2026 году и 25 млн евро в 2035 году.

«Импортные товары из России столкнутся с наибольшими сборами CBAM. В начале они будут относительно низкими, 442 млн евро в 2026 году, но потом постепенно увеличатся до 1,9 млрд евро в 2035 году. Большая часть этих сборов будет взиматься с продукции черной металлургии и за удобрения», — в центрах замечали, что сумма все равно будет небольшой, так как общий импорт товаров из России в Европу составил, например, в 2019 году 91,4 млрд евро.

Судя по расчетам E3G и Sandbag, вместе с Россией самыми крупными плательщиками углеродного налога в ЕС в 2035 году станут Украина и Турция (870 млн евро и 824 млн евро). А вот Китай заплатит в ныне предлагаемых условиях лишь 484 млн евро.

Источник: EADaily, 23.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики