Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Самим нужно: Россия хочет оставлять европейский углеродный налог себе

Самим нужно: Россия хочет оставлять европейский углеродный налог себе

Европа планирует ввести углеродный налог для иностранных поставщиков. В ответ Москва планирует ввести свой вариант, чтобы деньги экспортеров оставались в России. Эксперты считают, что правительство пошло по хорошему, но рискованному пути.

Российское правительство планирует разработать аналог углеродного налога, который планируют вводить для импортеров в Европе. Как сообщили «Ведомостям» два федеральных чиновника, подготовка механизма российского варианта займет год-полтора, и его хотят запустить раньше, чем Евросоюз.

Идея состоит в том, чтобы российские экспортеры платили налог не странам ЕС, а в бюджет собственного государства. «По словам источников, ключевая задача — подготовить национальное регулирование, достичь его признания на международном уровне и добиться зачета платежей за выбросы CO2 в России европейской системой углеродного контроля», — пишут «Ведомости».

В середине лета Еврокомиссия разработала проект Механизма пограничной корректировки углеродных выбросов (CBAM). Он предполагает, что поставщики стали, труб, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии будут платить трансграничный углеродный налог. Это будет выглядеть в виде покупок сертификатов, как сейчас продаются квоты на выбросы СО2 в Европе. Сейчас они торгуются на уровне 60 евро за тонну углерода, и их обязаны покупать в Европе, например, вредные производства, в том числе угольная генерация. Введение налога планируют начать в 2023 году, а в полную силу он заработает в 2026-м.

В российском правительстве рассматривают три варианта налога. Первый предполагает, что производители будут платить за превышение выбросов по установленным значениям. Второй — в стране введут торговлю квотами на выбросы СО2. Третий вариант — это комбинация первых двух. Правительство еще не решило, распространять ли налог только на экспортеров, которые подпадут под европейское регулирование, или на всех производителей, отмечают «Ведомости».

«Главный вопрос состоит в том, чтобы Европа признала наш углеродный налог и не заставляла российских экспортеров платить его дважды. Такая опция предусмотрена в рамках Парижского соглашения о климате. Но гарантий пока никаких нет», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. По его словам, на практике никто пока не понимает, как это все будет работать и как согласовывать углеродный налог.

«Европейцы, например, считают выбросы парниковых газов по отдельным группам товаров на основании данных своих производителей и для импортеров планируют применять такую же длину углеродного следа», — замечает эксперт.

В России считают справедливым учитывать поглощающую роль лесов и акваторий страны, но согласится ли на это ЕС, неизвестно.

Ведущий аналитик ФНЭБ считает, что риск для России может быть в разнице показателей и желании помочь производителям. «Если мы заявим об эффективном производстве и малых выбросах, а сборы будут небольшими, то мы рискуем подорвать доверие и к системе подсчета, и к взиманию углеродного налога», — говорит Игорь Юшков. По его мнению, европейцы никогда не согласятся и с тем, если правительство будет помогать экспортерам и перераспределять между ними в том или ином виде полученные сборы.

Как сообщало EADaily, углеродный налог в Европе сильнее всего ударит по поставщикам из России и меньше всего — по американским, подсчитали в исследовательских экологических центрах E3G и Sandbag.

«Из шести основных европейских торговых партнеров импортные товары из России будут нести самые высокие затраты по CBAM. Сборы за импорт США будут незначительными», — заявили в E3G и Sandbag. По их расчетам, чистые затраты по CBAM для американских экспортеров составят 10 млн евро в 2026 году и 25 млн евро в 2035 году.

«Импортные товары из России столкнутся с наибольшими сборами CBAM. В начале они будут относительно низкими, 442 млн евро в 2026 году, но потом постепенно увеличатся до 1,9 млрд евро в 2035 году. Большая часть этих сборов будет взиматься с продукции черной металлургии и за удобрения», — в центрах замечали, что сумма все равно будет небольшой, так как общий импорт товаров из России в Европу составил, например, в 2019 году 91,4 млрд евро.

Судя по расчетам E3G и Sandbag, вместе с Россией самыми крупными плательщиками углеродного налога в ЕС в 2035 году станут Украина и Турция (870 млн евро и 824 млн евро). А вот Китай заплатит в ныне предлагаемых условиях лишь 484 млн евро.

Источник: EADaily, 23.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики