Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полезли в трубу: Польше разрешили мешать «Северному потоку — 2»

Полезли в трубу: Польше разрешили мешать «Северному потоку — 2»

Поляки вновь становятся между Москвой и Берлином

Германия позволила Польше участвовать в сертификации газопровода «Северный поток — 2». Решение уникальное, учитывая открытое стремление поляков помешать реализации проекта. В Варшаве тут же заявили, что так просто процедуру СП-2 не пройдёт. Эксперты считают, что Польша будет пытаться всячески затормозить сертификацию. О причинах — в материале NEWS.ru.

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG получила право участвовать в сертификации оператора газопровода «Северный поток — 2» (СП-2). Об этом компания сообщила накануне, 22 сентября. 

"Федеральное сетевое агентство Германии предоставило компании PGNiG и её немецкому филиалу PGNiG Supply & Trading GmbH возможность участия в процедурах сертификации «Северного потока — 2»", — говорится в сообщении PGNiG. 

В PGNiG считают, что Nord Stream 2 AG (оператор СП-2) не соответствует формальным требованиям для сертификации по льготной модели независимого оператора передачи (ITO) и что «положительное решение Федерального сетевого агентства поставит под угрозу безопасность поставок в ЕС и государства-члены».

PGNiG намерена добиваться соблюдения ряда требований от компании Nord Stream 2 AG. Об этом завил глава компании Павел Маевский, слова которого также приводятся в сообщении. Речь, в частности, идёт о разделении собственности, доступе третьих лиц и прозрачных тарифах, учитывающих стоимость всего «Северного потока — 2», которые, как считают в Польше, игнорирует оператор газопровода.

Ввод трубопровода в эксплуатацию до получения окончательного решения о сертификации будет являться нарушением законодательства Германии и ЕС, напомнили в польской компании.

"Работа без окончательного решения о сертификации приведёт к дискриминации других энергетических компаний и искажению конкуренции на внутреннем рынке газа", — отмечается в заявлении.

По этой причине польские компании обещают использовать все правовые механизмы для противодействия этому.

На руку Варшаве играют и заявления, подобные тому, что сделала кандидат в канцлеры ФРГ Анналена Бербок. Последняя обвинила Россию в завышении цен на газ и сдерживании поставок. Политик опасается, что теперь Германия может поплатиться за поддержку проекта. Бербок убеждена: сейчас Берлин пытаются шантажировать. Так или иначе, но на фоне подобных высказываний у поляков гораздо больше шансов помешать окончательной легализации проекта.

И польские власти не скрывают, что их открытая неприязнь к «Северного потоку — 2» носит политический характер. На днях глава польского правительства Матеуш Моравецкий признался, что «очень плохо» оценивает «этот российского-германский проект», считая его «стратегической ошибкой». В качестве доказательств тому он привёл рост цен на газ в Европе. Каким образом СП-2 провоцирует подорожание голубого топлива, остаётся загадкой, ведь строить газопровод начали тогда, когда о цене на газ выше 900 долларов крупнейшие поставщики могли разве что мечтать. Да Польше и не хочется вдаваться в тонкости функционирования газового рынка. «Северный поток — 2» — это плохо, и точка.

В этом смысле решение Федерального сетевого агентства Германии разрешить Польше участвовать в сертификации «Северного потока — 2» можно считать уникальным. Впрочем, у немецкого регулятора не было другого выбора, объяснил NEWS.ru ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. По его словам, если какая-то компания подаёт заявку на участие в сертификации, предоставляя все необходимые и требуемые законом документы, ей не имеют права отказать.

"Процедура участия в сертификации подразумевает, что её участники заинтересованы в реализации проекта. А здесь мы наблюдаем уникальный случай. Польская компания готова заниматься откровенным саботажем и открыто об этом говорит. Она добилась участия в сертификации, чтобы проекту помешать, найти там какие-то изъяны. Напротив, в успешной сертификации заинтересован и немецкий регулятор, и российской «Газпром». В этом смысле сторонники проекта имеют определённый перевес", - Игорь Юшков, аналитик Фонда национальной энергобезопасности. 

Если все документы, который «Газпром» передал для сертификации, в порядке, то «подкопаться» к ним будет крайне сложно, считает эксперт. Не исключено, что как таковой конечной цели у Польши и нет. Она лишь пытается продемонстрировать свою политическую лояльность Соединённым Штатам.

Для Варшавы может быть важнее не остановить «Северный поток — 2», а добиться, чтобы США считали Польшу своим основным союзником в Европе, отметил Игорь Юшков.

Хотя самой Польше выгодно, чтобы «Северный поток — 2» был как можно быстрее запущен, добавил эксперт. Дело в том, что Польша даже в контракте с «Газпромом» имеет привязку к стоимости газа на спотовых рынках. Чем выше спотовые цены, тем больше ей приходится платить за российский газ.

Контракт с Польшей до пересмотра в 2020 году оставался одним из «старых» контрактов «Газпрома», где сохранялась привязка к цене на нефть, напомнил NEWS.ru аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов.

"Если бы пересмотра к цене хаба не было, то Польша сегодня платила бы за российский газ в три раза меньше текущих котировок на европейском рынке", — пояснил эксперт.

По мнению Капитонова, запуск «Северного потока — 2» охладит европейский рынок газа, снизив цены на голубое топливо. Понимают ли это в Польше? Скорее всего, да. Проблема в том, что политика зачастую превалирует над экономикой, как, впрочем, и над здравым смыслом.

Автор: Наталья Петрова

Источник: NEWS.ru, 23.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики