Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтеповод для банкротства

Нефтеповод для банкротства

 

Дочерняя компания «Транснефти» в Белоруссии оказалась в безвыгодном положении

 

«Транснефть» за несколько месяцев так и не смогла решить проблему с транзитным продуктопроводом УП «Запад-Транснефтепродукт», который в начале года оказался на грани банкротства и под угрозой национализации Белоруссией. Если точка в ситуации не будет поставлена к концу октября, «Транснефть» может приостановить деятельность убыточного трубопровода. Эксперты считают вопрос чисто политическим и допускают его скорое решение с учетом некоторого потепления отношений между Москвой и Минском.

«Транснефть» может приостановить работу принадлежащего ей оператора белорусского нефтепродуктопровода УП «Запад-Транснефтепродукт», сообщил глава компании Николай Токарев в кулуарах «Российской энергетической недели». По этому маршруту топливо экспортируется из России и Белоруссии в Венгрию и Латвию. Проблема возникла еще в начале года после повышения Минском налоговой нагрузки на транзит российской нефти и нефтепродуктов через Белоруссию (см. “Ъ” от 11 февраля). В частности, с 2021 года Минск почти в три раза увеличил ставку налога на прибыль — с 18% до 50%. Причем под такие меры подпали только национальное ОАО «Гомельтранснефть Дружба», которое в любом случае передает всю свою прибыль в госбюджет, и «Запад-Транснефтепродукт».

Еще одной проблемой предприятия является снижение прокачки — с 6 млн тонн в 2019 году до 3,4 млн тонн ежегодно в 2021–2024 годах. По расчетам «Транснефти», это обернется для оператора убытком до 800 млн руб. в год. В компании связывали ухудшение экономического состояния «Запад-Транснефтепродукта» с возможным намерением белорусских властей национализировать его после банкротства.

Николай Токарев, глава «Транснефти», 13 октября: «Мы считаем, что экономическое положение нашего предприятия усугублено рукотворно, к сожалению, со стороны властей и ведомств Белоруссии. Предприятие работает в минус».

Как уточнил 13 октября господин Токарев, с тех пор ситуация не изменилась. По его словам, «в дело включились правоохранители, прокуроры, налоговики, очень много ведомств, которые приходят не помочь, а надзирать, проверять и что-нибудь еще делать». Сама компания собирается провести экономический аудит, «хотя нам и так уже все ясно». Как сообщил глава «Транснефти», точку в сложившейся ситуации Москва и Минск могут поставить через две-три недели, когда намечено подписание большого пакета двусторонних документов. Если после этого ситуация по-прежнему не изменится, российская компания может приостановить деятельность «Запад-Транснефтепродукта», стоимость активов которого в начале года оценивалась почти в 7 млрд руб. Сама «Транснефть» видела два варианта решения проблемы: увеличение транспортировки до 5 млн тонн либо повышение тарифа на 80%, до $4,24 за тонну на 100 км.

Эксперты сходятся во мнении, что вопрос c «Запад-Транснефтепродуктом» является исключительно политическим, так что для его решения нужна соответствующая воля белорусских властей.

Дмитрий Маринченко из Fitch отмечает, что если «Транснефти» не удастся договориться с Минском, то наибольший урон для компании может быть связан не столько с возможным банкротством оператора, сколько с невозможностью использовать нефтепродуктопровод и прокачивать через него топливо в Европу.

По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, если «Транснефть» лишится «Запад-Транснефтепродукта», то сможет направить объемы дизтоплива на экспорт через порты Ленинградской области и Новороссийск. Он называет оператора трубы «заложником» в споре между Москвой и Минском по компенсациям от проведенного в РФ «налогового маневра» и связывает решения по этим вопросам. Напомним, российские НПЗ получили компенсацию «налогового маневра» в виде обратного акциза на нефть, в отличие от НПЗ Белоруссии,— ситуация может измениться, если страны синхронизируют налоговое законодательство. При этом господин Юшков напоминает, что Минск попадает в растущую зависимость от России в секторе ТЭКа с учетом введения против Белоруссии западных санкций.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 13.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики