Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтеповод для банкротства

Нефтеповод для банкротства

 

Дочерняя компания «Транснефти» в Белоруссии оказалась в безвыгодном положении

 

«Транснефть» за несколько месяцев так и не смогла решить проблему с транзитным продуктопроводом УП «Запад-Транснефтепродукт», который в начале года оказался на грани банкротства и под угрозой национализации Белоруссией. Если точка в ситуации не будет поставлена к концу октября, «Транснефть» может приостановить деятельность убыточного трубопровода. Эксперты считают вопрос чисто политическим и допускают его скорое решение с учетом некоторого потепления отношений между Москвой и Минском.

«Транснефть» может приостановить работу принадлежащего ей оператора белорусского нефтепродуктопровода УП «Запад-Транснефтепродукт», сообщил глава компании Николай Токарев в кулуарах «Российской энергетической недели». По этому маршруту топливо экспортируется из России и Белоруссии в Венгрию и Латвию. Проблема возникла еще в начале года после повышения Минском налоговой нагрузки на транзит российской нефти и нефтепродуктов через Белоруссию (см. “Ъ” от 11 февраля). В частности, с 2021 года Минск почти в три раза увеличил ставку налога на прибыль — с 18% до 50%. Причем под такие меры подпали только национальное ОАО «Гомельтранснефть Дружба», которое в любом случае передает всю свою прибыль в госбюджет, и «Запад-Транснефтепродукт».

Еще одной проблемой предприятия является снижение прокачки — с 6 млн тонн в 2019 году до 3,4 млн тонн ежегодно в 2021–2024 годах. По расчетам «Транснефти», это обернется для оператора убытком до 800 млн руб. в год. В компании связывали ухудшение экономического состояния «Запад-Транснефтепродукта» с возможным намерением белорусских властей национализировать его после банкротства.

Николай Токарев, глава «Транснефти», 13 октября: «Мы считаем, что экономическое положение нашего предприятия усугублено рукотворно, к сожалению, со стороны властей и ведомств Белоруссии. Предприятие работает в минус».

Как уточнил 13 октября господин Токарев, с тех пор ситуация не изменилась. По его словам, «в дело включились правоохранители, прокуроры, налоговики, очень много ведомств, которые приходят не помочь, а надзирать, проверять и что-нибудь еще делать». Сама компания собирается провести экономический аудит, «хотя нам и так уже все ясно». Как сообщил глава «Транснефти», точку в сложившейся ситуации Москва и Минск могут поставить через две-три недели, когда намечено подписание большого пакета двусторонних документов. Если после этого ситуация по-прежнему не изменится, российская компания может приостановить деятельность «Запад-Транснефтепродукта», стоимость активов которого в начале года оценивалась почти в 7 млрд руб. Сама «Транснефть» видела два варианта решения проблемы: увеличение транспортировки до 5 млн тонн либо повышение тарифа на 80%, до $4,24 за тонну на 100 км.

Эксперты сходятся во мнении, что вопрос c «Запад-Транснефтепродуктом» является исключительно политическим, так что для его решения нужна соответствующая воля белорусских властей.

Дмитрий Маринченко из Fitch отмечает, что если «Транснефти» не удастся договориться с Минском, то наибольший урон для компании может быть связан не столько с возможным банкротством оператора, сколько с невозможностью использовать нефтепродуктопровод и прокачивать через него топливо в Европу.

По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, если «Транснефть» лишится «Запад-Транснефтепродукта», то сможет направить объемы дизтоплива на экспорт через порты Ленинградской области и Новороссийск. Он называет оператора трубы «заложником» в споре между Москвой и Минском по компенсациям от проведенного в РФ «налогового маневра» и связывает решения по этим вопросам. Напомним, российские НПЗ получили компенсацию «налогового маневра» в виде обратного акциза на нефть, в отличие от НПЗ Белоруссии,— ситуация может измениться, если страны синхронизируют налоговое законодательство. При этом господин Юшков напоминает, что Минск попадает в растущую зависимость от России в секторе ТЭКа с учетом введения против Белоруссии западных санкций.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 13.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики