Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва-Минск: дружба дружбой, а газ врозь

Москва-Минск: дружба дружбой, а газ врозь

Несмотря на то, что Минск в своем стремлении добиться от России дисконта по нефтегазовым платежам в последнее время значительно снизил градус риторики, он до сих пор не оставляет попыток получить преференции. При этом позиция российской стороны, которую в очередной раз публично подтвердил Владимир Путин, остается неизменной.

По словам российского премьера, цены на газ для Белоруссии в 2011 году должны соответствовать ранее подписанному контракту, сообщает РИА «Новости». Так Владимир Путин отреагировал на недавнее выступление замминистра экономики Белоруссии Анатолия Филонова, который заявил, что надеется на снижение цен. При этом белорусский чиновник не уточнил, на какую именно скидку рассчитывает Минск.

Известно лишь, что в этом году «Газпром» поставляет в Белоруссию газ по цене $184 за 1000 кубометров. При этом, в соответствии с прежними договоренностями, в следующем году они должны были подняться до $220 (правда, белорусские власти, которые готовы отчаянно биться со своим союзником за каждый доллар, настаивают, что речь идет лишь о $210). Стоит напомнить, что в любом случае эта эксклюзивная для Белоруссии формула цены предполагает применение специального скидочного коэффициента к средней стоимости газа для европейских стран. Однако белорусское руководство на правах стратегического партнера не готово довольствоваться простой скидкой и требует от Москвы продавать газ по внутрироссийским ценам. В свою очередь, российские власти указывают на то, что такой подход может быть реализован лишь в условиях равнодоходности поставок газа на внешний и внутренний рынки. До тех пор, пока это не произойдет (ориентировочно – не раньше 2014–2015 гг.), Белоруссия должна будет платить за газ больше российских потребителей.

Несмотря на сохраняющиеся разногласия, российский премьер призвал белорусских коллег не драматизировать ситуацию. По его словам, и в России, и в Белоруссии «искренне настроены на плодотворное сотрудничество и тесный диалог»; при этом важно, «чтобы позитивные процессы развивались вне зависимости от конъюнктуры, а она разная бывает». Российский премьер предлагает больше говорить о позитиве, и в этой связи напомнил о том, что двусторонний товарооборот в январе-августе этого года увеличился на 20%. Причем «экспорт белорусских товаров в Россию рос с опережающим темпом и составил 50%», отметил Владимир Путин.

Российско-белорусские разногласия в энергетической сфере комментирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

– Позиция Белоруссии по вопросу о формировании цены поставки российских энергоносителей давно и хорошо известна. Согласно ей, Россия якобы обязуется поставлять газ Минску по внутрироссийским ценам, хотя в действительности такого соглашения не существует. И это все – не более чем байка, которая активно культивируется Лукашенко и рядом его сторонников в России. Эту позицию часто можно встретить и в российских СМИ: поскольку белорусы – наши братья, значит, они должны платить столько же, сколько и мы.

На самом деле есть конкретная договоренность, согласно которой Белоруссия должна постепенно выйти на принцип равнодоходности поставок в Европу, при этом в отношении нее действует целый ряд оговорок. Во-первых, о том, что Белоруссия не будет платить 30%-ю пошлину, что полностью соответствует принципам Союзного государства (хотя я его считаю скорее мифическим, чем существующим): Россия изначально отказалась взимать с Белоруссии 30%-ю пошлину. Напомню, что с Украиной на этот счет были целые баталии, которые в итоге вылились в Харьковские соглашения. Мы теперь не берем пошлину с Украины, за что получили ряд уступок. Тем не менее, формула ценообразования для Украины – более жесткая, потому что цена берется не по немецкому, а по итальянскому рынку нефтепродуктов, который является одним из наиболее дорогих в Европе.

Таким образом, получается, что Белоруссия имеет скидку в 30%; к тому же следует учитывать вычет за доставку от Белоруссии до Европы. Так что общий дисконт составляет 35-40%, что является уже существенным. Напомню, что дополнительно ко всем этим дисконтам Белоруссия имела скидку в 30%, потом – 20%, а потом, в этом году, – 10% к европейской цене. Так что газ ей обходится примерно на 45% дешевле, чем Европе. В следующем году этой 10%-й скидки не будет, но об этом было уже давно известно и оговорено.

А обещания немедленно перейти на принцип равнодоходности в России и Белоруссии с нашей стороны никогда не было. Это – очередные фантазии Лукашенко, в то время как позиция России достаточно последовательна и непротиворечива. Да, мы находимся в едином Таможенном союзе, но ведь Белоруссия и не платит экспортные пошлины на наши энергоносители – 30% от цены. Когда президент Белоруссии говорит о том, что Минск должен платить за наши нефть и газ столько же, сколько и российские потребители, – это странно. Это все равно что сказать: раз мы находимся в едином Таможенном союзе, то сметана в Москве должна стоить столько же, сколько и в Минске. Таможенный союз не означает, что внутри него цены на одинаковые товары являются одинаковыми. Он лишь означает, что одинаковые товары в двусторонней торговле не облагаются пошлинами, а дальше уже идет вопрос внутреннего ценообразования. Пусть тогда белорусские власти продают продукты питания в московских магазинах по таким же ценам, как и в Минске…

Автор: Кирилл Говоров

Источник: KM-news.ru, 18.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики