Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Нефтяные капризы» Белоруссии (аудио)

«Нефтяные капризы» Белоруссии (аудио)

Смыть пятно

Едва-едва забрезжил луч надежды на то, что России и Белоруссии все-таки удастся смыть с отношений нефтяное пятно, как Минск вновь решил добавить в него политического реагента. А ведь так все перспективно и с подзабытым расположением начиналось. Сперва российский премьер Владимир Путин после заседания Совмина Союзного государства объявил о том, что Москва готова пойти на компромисс в нефтяных делах. Пояснений тогда не последовало. Поэтому политологи сразу так и не поняли, о каких уступках еще может идти речь, если они только за последний год потянули уже на 2 миллиарда рублей. И только потом стало ясно, что ключевой посыл премьера заключался в том, что Белоруссия, что бы там ни происходило, родная для нас страна.

Что это значит экономически, пояснил заместитель министра финансов России Сергей Шаталов. Это он заявил, что Москва готова отказаться от экспортных пошлин на нефть в рамках Единого экономического пространства, если Минск будет хотя бы перечислять в российский бюджет экспортные платежи на нефтепродукты в полном объеме. Эксперты тут же назвали это предложение разумным, обоюдовыгодны и партнерским. Во-первых, кто-то должен быть умнее и начать первым процесс сближения позиций. Во-вторых, что толку требовать у Минска все, если он все равно не в состоянии это заплатить.

Это похоже на украинский вариант. Когда Москва пошла на скидку по газу только потому, что это наши партнеры, которые оказались в весьма сложной экономической ситуации. Но в отличие от Киева, который признал и собственные проблемы, и участие России в их решении, Минск предпочитает бравировать. Он мотивирует неплатежеспособность некими принципами, заговаривает ее рассуждениями о братстве и близости. Они, на самом деле, есть. Но именно Москва, вновь пойдя на встречу, это доказала. От Белоруссии теперь всего-то требуется заплатить хоть что-то и жить спокойно. Насколько она это сможет в условиях очередных выборов Лукашенко.

И вроде бы показалось, что в Минске все поняли правильно. Накануне глава тамошнего министерства экономики Николай Снопков заявил, что Белоруссия согласна с российской инициативой. Но уже через несколько часов после этого замминистра иностранных дел Андрей Евдоченко объявил, что его страна не рассматривает предложение Москвы в качестве официального. Им бы ухватиться за него, как за соломинку, а они опять начинают очередную серию политического каприза. А ведь можно было бы уже сказать, что партнеры (какими мы все-таки остаемся) наконец занялись делом. Выходит, что пока рано.

Может быть, это потому, что в Минске опять хотят обнаружить подвох. Хотя все очевидно. Россия с 2011 года может воспользоваться механизмом экспортных пошлин на нефтепродукты для компенсации выпадающих от перехода в Единое экономическое пространство доходов с экспортных пошлин на нефть для Белоруссии. То есть, мы отказываемся от одних платежей при сопоставимом повышении других. Но в любом случае для Минска все удобней и дешевле. К тому же это можно квалифицировать как первый этап перехода на беспошлинное пространство вообще.

Разная реакция представителей различных белорусских ведомств указывает на раскол местной элиты, условно на партию сотрудничества, которую ведут практики-экономисты во главе с премьером Сидорским, и партию войны, за которой стоит, сами знаете кто. Ясно одно. Если Минск не примет и это российское предложение, то пошлина перестанет оставаться для него исключительно экономическим понятием. Поскольку в этом случае у Москвы появятся все основания разложить слово "пошлина" на побудительный глагол с предлогом.

Тему продолжит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Шейнкман: На ваш взгляд, можно ли это предложение Москвы считать компромиссом, и примет ли его Минск?

Симонов: По большому счету, модель оплаты не так принципиальна. Будет ли Белоруссия платить пошлину за нефть при пересечении границы Россия - Белоруссия? Или же Белоруссия будет отдавать России значительную часть пошлины при пересечении уже нефтепродуктами границы Белоруссии с Европейским Союзом? Принципиальным моментом является то, что Белоруссия должна за это заплатить. Почему? Потому что, еще раз повторю, ситуация абсурдная. Белоруссия получает российскую нефть с дисконтом, российский бюджет не получает экспортных пошлин,  российские компании не получают этих денег. Белоруссия затем перерабатывает нефть в нефтепродукты, везет в Европу и всю маржу с этого кладет в свой собственный бюджет. Это абсурдная ситуация, и ее нужно решать.

И опять же, пошлины на нефть будут возвращены, или же Белоруссия будет отдавать значительную часть пошли на нефтепродукты - это уже момент не принципиальный. Важно то, что Белоруссия осознает, что такого аттракциона невиданной щедрости в наших нефтяных отношениях больше не будет. Причем я замечу, что Белоруссия уже соглашалась с идеей, которую Россия предложила в начале этого года, когда мы поставляем 6,3 миллиона тонн нефти на белорусский рынок вообще беспошлинно. Это тот объем, который нужен для внутренних нужд Белоруссии. Раз мы говорим про единое таможенное пространство, то если это нужно самой Белоруссии, мы поставляем эту нефть беспошлинно. Хотя это тоже, между прочим, потеря для российского бюджета. Но если уж эта нефть перерабатывается в Белоруссии, а потом везется в Европу, то логично делиться с нами доходами, потому что нефть, вообще-то, наша.

Я думаю, что в начале года Белоруссия эту позицию понимала. Меня больше всего смущает, что Белоруссия - это страна, где, к огромному сожалению, будем откровенны, семь (а то и все четырнадцать) пятниц на неделе. Эта схема была принята, а потом Белоруссия поняла, что это наносит достаточно существенный удар по белорусскому бюджету. Но, собственно, почему мы должны полностью субсидировать Белоруссию? Это странная история. Белоруссия начала предлагать какие-то кривые схемы. Мы видим, что часть белорусского руководства соглашается с российским предложением, а часть говорит, что не может этого сделать. Опять начинаются лукавые игры, которые в наших отношениях с Белоруссией мы видели довольно много. 

Автор: Михаил Шейнкман

Источник: Голос России, 22.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики