Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Причины энергокризиса в Китае – борьба за снижение выбросов

Причины энергокризиса в Китае – борьба за снижение выбросов

Система «двойного контроля» привела к дефициту генерации

Дефицит электроэнергии в Китае – «мировой фабрике», от ритмичной работы которой зависит мировая экономика, – продолжает нарастать. Нехватка электричества начинает становиться одним из важнейших факторов, который сокращает производство китайских фабрик и рвет глобальные цепочки товарных поставок. Самая промышленно развитая на северо-востоке Китая провинция Ляонин объявила 11 октября о значительном дефиците электроэнергии, сообщает Reuters.

По подсчетам местного руководства, провинции недостает 5 ГВт электроэнергии. По китайской классификации положение в Ляонине соответствует дефициту второго уровня – т. е. провинции недостает от 10 до 20% требуемого количества электроэнергии. Товарооборот трех северо-восточных провинций Китая, включая Ляонин, с Россией в 2020 г. составил, по сообщению «Синьхуа», почти $20 млрд.

Ухудшение ситуации в Ляонине произошло на фоне активных попыток китайских властей наращивать поставки угля и контролировать распределение электричества в условиях энергетического кризиса, затронувшего многие страны мира. 70% электроэнергии в Ляонине вырабатывается на угольных станциях. Восполнить нехватку пытаются за счет других регионов – власти автономного района Внутренняя Монголия и провинции Шаньси, главных производителей угля в Китае, дали распоряжение нарастить добычу более чем на 200 шахтах и в первую очередь снабжать углем северо-восточные регионы, в том числе и Ляонин. Но ситуация с углем все еще остается сложной.

В Китае случился «идеальный шторм» на энергорынке, в чем-то похожий, в чем-то отличающийся от того, что произошло в ЕС, говорит руководитель программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев. В Китае с прошлого года действуют довольно амбициозные планы по снижению выбросов, которые включены в план новой пятилетки.

Госкомитет по реформам и развитию, бывший Госплан, – суперведомство, контролирующее макроэкономику, – с середины года указывал некоторым провинциям на то, что они «перебирают» свои целевые показатели по выбросам. Провинциальные власти старались максимально их снизить. Из-за этой климатической повестки с начала года закрывались некоторые шахты с наибольшим углеродным следом и возвращение их в строй требует времени, говорит Габуев. Есть и еще одна причина сложностей с перезапуском шахт: один из важных углепроизводящих регионов – Внутренняя Монголия, обращает внимание Габуев, а там были крупные антикоррупционные чистки, которые повлияли на работу угольного сектора.

Система контроля за выбросами устроена в Китае довольно замысловато. Политика «двойного контроля», которую правительство КНР проводит уже несколько лет с нарастающей активностью, устанавливает для регионов лимиты потребления энергии в расчете на единицу регионального ВВП в зависимости от прироста выработки энергии с использованием угольной генерации, объясняет Василий Кашин, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ.

Ее задача – содействовать энергопереходу, очищению воздуха в крупных городах и достижению целей углеродной нейтральности. «Двойным контролем» она называется потому, что местные власти должны выполнять нормативы, которые определяются центром, и KPI местных чиновников жестко зависят от выполнения этих нормативов. Она носит сложный характер, очень сильно дифференцирована по регионам, включает в себя меры по специальному контролю за крупными энергоемкими объектами, продолжает Кашин. «Двойной контроль» срабатывает, когда происходит резкий рывок в выработке электроэнергии, прежде всего на угольных станциях.

Всё вместе так перекосило систему, что, когда в этом году начался этот резкий рывок потребления энергии (связанный с постковидным ростом промышленности), посыпались предупреждения из центра местным властям об ограничении угольной генерации и, соответственно, энергопотребления, продолжает эксперт. Сначала отключают ландшафтное освещение, объекты, подлежащие скорому закрытию или нарушающие экологическое законодательство, а затем на сокращенный рабочий график переводят и остальную промышленность. Отменить же «двойной контроль» опасно, поскольку центр не без оснований опасается саботажа мероприятий по снижению объемов угольной генерации на местах, говорит Кашин.

Тем не менее послаблений властями КНР не планируется. Как заявил 11 октября заместитель премьер-министра Китая Хан Жень, в 14-м пятилетнем плане 2021–2025 гг. Пекин будет «жестко контролировать» производство электроэнергии на основе угля и «строго ограничит» увеличение потребления этого энергоносителя. Центральные власти требуют увеличивать долю возобновляемой энергии. Это еще одна грань проблемы.

На северо-востоке КНР много ветровой генерации, но в этом году и там, и в Европе было довольно безветренно. Жаркое лето привело к тому, что на юге, где важна роль гидроэнергетики, она работает не на полную мощность – не до конца заполнены водохранилища.

По мнению заместителя генерального директора ФНЭБа по газовым проблемам Алексея Гривача, в чем-то энергетические проблемы последних месяцев в Китае и ЕС похожи, поскольку рост доли возобновляемой энергетики в энергобалансе создает примерно одинаковые проблемы стабильности системы. Она становится более разбалансированной, кратно вырастают риски блэкаутов из-за неконтролируемого роста или падения выработки, возникает необходимость держать в резерве значительные мощности традиционной генерации с соответствующей топливной базой. Китай активно расконсервирует генерирующие мощности, а 65% генерации – угольная, расконсервирует шахты, активно покупает уголь там, где это возможно, и, судя по всему, власти будут сквозь пальцы смотреть на целевые показатели по углеродным выбросам, считает Габуев.

Еще одним последствием энергокризиса в Китае станет повышение регулируемых властями энерготарифов. С августа резко пошел рост цен на уголь и природный газ, продолжает Габуев. А 70% тарифов регулируемы, и вы их не можете повышать, у генерирующих компаний возник кассовый разрыв, и для того, чтобы нормировать потребление угля или газа, они начали вводить сокращение потребления. В конце сентября Госкомитет по реформам и развитию разрешил увеличивать тариф для конечных потребителей на 10%, на этой неделе в Китае ждут детальных разъяснений о постепенной реформе тарифов, которая сделает их более рыночными и позволит перекладывать рост цены на потребителей, говорит он.

Авторы: Глеб Мишутин, Илья Лакстыгал

Источник: Ведомости, 11.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики