Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Руководство Молдовы потеряло скидки на газ из-за антироссийской политики – эксперт

Руководство Молдовы потеряло скидки на газ из-за антироссийской политики – эксперт

С 1 ноября между Молдовой и «Газпромом» начало действовать новое соглашение, согласно которому в ноябре цена на российский газ для республики составит $450 за 1000 куб. м. Переговоры об этом Москва и Кишинев вели практически месяц, в ходе которого правительство Молдовы было вынуждено ввести режим ЧП из-за угрозы газового дефицита. При этом российская сторона, как подчеркивали в Кремле, заняла «предельно простую» коммерческую позицию. К какому компромиссу в итоге пришли стороны и какие факторы повлияли на конечный тариф, в интервью «Евразия.Эксперт» объяснил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве России Станислав Митрахович.

– 29 октября «Газпром» и «Молдовагаз» продлили на пять лет контракт на поставку российского газа в Молдову. Почему переговоры складывались непросто и сильно затянулись?

Они затянулись, потому что Молдова пыталась не платить по своему долгу, делала противоречивые заявления (ее руководители то признавали, то не признавали долг), пыталась выторговать максимально низкую цену. При этом у Молдовы очень сложное положение и нет возможности получить газ из других источников по ценам, которые были бы ниже, чем у «Газпрома» – на перепроданный польский или румынский газ все равно были бы высокие цены.

Они понимали, что у них сложная ситуация, но пытались тянуть время, надеясь на скидки и предполагая, что «Газпром» не рискнет отключать Молдову от газа, особенно в период переговоров по «Северному потоку-2». Наверное, предполагали, что можно шантажировать ситуацией в Приднестровье, так как оно тоже зависит от газа, и если Молдова газ получать не будет, то и Приднестровье его получать не будет, а там много российских граждан.

«Газпром», со своей стороны, тоже ждал, так что переговоры были долгими. Кстати, это не редкий случай. Вспомните, например, сколько раз российско-украинские договоренности заключались в последний момент, когда уже мало времени оставалось. Допустим, последний контракт о транзите газа через Украину был подписан 30 декабря 2019 г., за полтора суток до окончания контракта. Если посмотреть историю, то такие случаи бывали в 2006 г., в 2009 г. и так далее.

– Кишинев рассматривал возможность закупить энергоносители у Румынии. Почему это не сработало?

Во-первых, Румыния раньше рассказывала, что будет увеличивать добычу газа: якобы, газа будет очень много и они смогут поставлять его на экспорт. Но производственные планы не оправдались, и оказалось не так это легко нарастить добычу. Румыния в результате вернулась к импорту российского газа и сейчас импортирует 2 млрд куб. м. газа в год, а это довольно много для страны с небольшим потреблением.

Если у них газа не хватает, то что они могут сделать? Только перепродать чей-то газ или свой газ перепродать втридорога, но ведь это означает очень высокие цены для Молдовы.

Кроме того, насколько мне известно, газопровод из Румынии в Молдову построен не полностью, еще не все компрессоры достроены, которые необходимы. Поэтому, даже если бы Румыния хотела, она бы не смогла снабжать всю Молдову на полную мощность. Ну и самый главный вопрос – цена, а с этим там все плохо.

– Что новый контракт с «Газпром» означает для энергобезопасности Молдовы?

– Для них это, конечно, хорошо: они смогли получить цену в 450$ на ноябрь. Там прописана, конечно, не цена, а формула, и в формуле есть индексация и к бензо–, и к нефтепродуктам. В прессе было опубликовано, что 2/3 или 3/4 будет привязано к нефтепродуктам, а 1/3 или 1/4 – к живой цене. С точки зрения того, что было в прошлых периодах, 450$ на текущий момент кажется очень высокой ценой. Но если брать ту ситуацию, которая существует на рынке, то 450$ – это, конечно, успех для Молдовы. Некоторые в России считают, что нужно было их как-то посерьезнее подавить, потребовать политических уступок по Приднестровью, но в итоге «Газпром» пошел на компромисс.

Думаю, «Газпром» тоже руководствовался не только своими коммерческими интересами, но еще и «сверху» получил подсказку, что надо сохранить какие-то отношения с Молдовой, что опасно слишком давить на них. Тем не менее, «Газпром» все равно заключил контракт, на котором можно заработать.

Можно ли было давить сильнее? Не стоит забывать про общий контекст: мы договариваемся про «Северный поток-2», в Европе идет дискуссия о том, насколько Россия надежный поставщик. Поэтому здесь, видимо, решили не передавливать. Заключили контакт, который все равно терпимый. 450$ – хорошая цена с точки зрения продаж.

– Стали ли сложные переговоры Кишинева и «Газпрома» косвенным результатом внешней политики Молдовы, которая приняла участие в так называемой «Крымской платформе» и отказывается от статуса наблюдателя в Евразийском союзе?

Молдова выбрала свой евроинтеграционный путь, успела с Россией поругаться на этой почве, поэтому «Газпром» им таких скидок, которые может предлагать по долгосрочным контактам Германии, Сербии или Венгрии, давать не будет.

Германия, Сербия, Венгрия участвуют в проектах, которые был инициированы Россией: «Балканский поток», «Северный поток», «Северный поток-2». А Молдова поддерживает мероприятия наподобие «Крымской платформы» в Киеве.

К тому же Молдова уверовала в отказ от долгосрочных контактов и посчитала, что привязка к споту – это хорошо, что было частью евроинтеграции. А потом выяснилось, что привязка к споту в разные года дает совершенно разный эффект. Привязка к споту в 2021 г. дала такой результат, что цена для Молдовы оказалась очень высокой. То есть, да, это прямое следствие выбранного внешнеполитического пути.

Беседовала Мария Мамзелькина

Источник: Евразия.Эксперт, 03.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики