Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Все белорусские проекты доставки энергоносителей – абсолютно несостоятельны с экономической точки зрения

Все белорусские проекты доставки энергоносителей – абсолютно несостоятельны с экономической точки зрения

«Россия никак не может блокировать поставки нефти через Одессу или газа через Литву, — заявил корреспонденту журнала „Нефть России“ Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности. — Другое дело, что все эти проекты — абсолютно несостоятельны с экономической точки зрения. Начнём с газа. Минск намерен получать СПГ из Литвы. Ну и прекрасно — да только откуда у Литвы СПГ? Его там и не будет в обозримом будущем. Сегодня много болтовни о создании СПГ-терминалов в балтийском регионе, но даже строительство аналогичного объекта в польском Свиноустье пока идёт неспешными темпами. А ведь есть и ещё одна проблема — ограниченная проходимость балтийских проливов, на которую на удивление мало обращают внимания.

Теперь о нефти. Минск намерен закупать её у Венесуэлы и затем везти её через Одессу или Прибалтику… Вот вам примерная экономика этого процесса. Комплекс операций по перекачиванию сырья из танкера в портовое хранилище одесского морского торгового порта стоит примерно 7,3 доллара за 1 т. Затем оттуда нефть перегружается в железнодорожный подвижной состав — это еще 5,9 долларов за 1 т. Хранение углеводородов в порту тоже платное. Оплачивается также использование территории порта при выполнении погрузки в железнодорожные цистерны (1,8 доллара за 1 т). Ставка закрытого хранения экспортно-импортных и транзитных грузов за каждые сутки льготного срока (60 суток после четырёх дней бесплатного технологического хранения) составляет 0,08 украинской гривны за 1 т. Так как партия нефти равная 80 тыс. т вывозиться с территории порта в течение 20 суток, стоимость её хранения не превышает 0,1 доллара за 1 т. Итак, итоговая цена перевалки сырья в одесском порту составляет около 15 долларов за 1 т.

Далее осуществляется транспортировка нефти через Украину. Вопреки расхожему мнению о том, что Россия чему-то там мешает, Киев даёт льготы на транзит. За провоз 10 т нефти на 1 км Белоруссия платит 0,27 доллара. Так как протяжённость маршрута из Одессы до белорусской границы составляет 945 км, то стоимость перевозки железнодорожным транспортом равняется 25,51 доллара за 1 т. Так что доставка „чёрного золота“ обойдётся примерно в 40 долларов за 1 т. Что же касается трубопровода, то даже „оранжевый“ Ющенко не смог „развернуть“ трубу Одесса — Брода для казахской нефти. Потому что это нерентабельно. Что уж говорить про сырьё из Венесуэлы, которое должно предварительно пересечь всю Атлантику. Теперь — Прибалтика. Общие транспортные затраты на доставку 1 т венесуэльской нефти из порта Клайпеда до Новополоцкого НПЗ составили бы 35–40 долларов. Дешевле всего возить через эстонскую Муугу, но этот порт способен пропускать лишь два танкера с партиями по 80 тыс. т в месяц. В общем, не удивительно, что „чёрное золото“ из Венесуэлы обходилось Беларуси в первом полугодии 2010 г. в среднем в 656 долларов за 1 т. Цифра для Минска убийственная. Собственно, не удивительно, что переработка нефти в первом полугодии у него упала на 50%».

Источник: Нефть России, 26.10.2010 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики