Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перемога: Киев заткнет готовый к пуску «Северный поток-2» сертификатом

Перемога: Киев заткнет готовый к пуску «Северный поток-2» сертификатом

Ввод газопровода в эксплуатацию затянется минимум на несколько месяцев

Газопровод «Северный поток-2» готов к запуску. Об этом сообщил в ходе закрытой телефонной конференции с инвесторами заместитель начальника департамента «Газпрома» Алексей Фиников. Первая нитка газопровода уже заполнена техническим газом, а вторая нитка находится в процессе подготовки к заполнению, добавил топ-менеджер газового холдинга.

При этом он отказался комментировать процесс сертификации компании Nord Stream 2 AG в качестве независимого транспортного оператора.

Напомним, в Киеве ожидают, что решение об участии «Оператора ГТС Украины» в процедуре сертификации газопровода «Северный поток — 2» примут на этой недели. Об этом на своей странице в Facebook 7 ноября сообщил глава компании Сергей Макогон.

«Решение ожидается на следующей неделе», — написал он, отвечая на вопрос пользователя о реакции немецкого энергетического регулятора Bundesnetzagentur на соответствующую заявку Киева.

«Оператор ГТС Украины» подал заявление на участие в сертификации «Северного потока — 2» в середине октября. В компании это объяснили желанием противостоять таким образом реализации проекта, который, по мнению Киева, угрожает национальной безопасности Украины. Аналогичную заявку подала и компания «Нафтогаз Украины».

В сертификации газопровода решила поучаствовать и польская PGNiG, которая в конце сентября получила на это право. Впрочем, как заявили на днях немецкие экологи, позиция Польши была проигнорирована Министерством экономики и энергетики Германии, которое в конце октября направило в Федеральное сетевое агентство заключение о надежности поставок газа в процессе сертификации «Северного потока-2».

«Выдача сертификата не ставит под угрозу безопасность газоснабжения Федеративной Республики Германия и Европейского Союза», — говорится в заключении ведомства.

При этом в немецкие власти уверяют, что консультировались как с Польшей, так и другими странами по этому вопросу, однако «зеленые» требуют остановить сертификацию, в том числе ссылаясь на «законные опасения соседей».

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков заметил, что даже польскую государственную компанию немецкие регуляторы допускают фактически в статусе наблюдателя.

— Польша может получить все необходимые документы, смотреть, но ее голос не решающий и ничего внутри сертификации Польша делать не может. Украине еще сложнее обосновать свои претензии. Украина даже не член Евросоюза. С чего бы вдруг ей участвовать в сертификации?

Однако вполне могут и уважить украинскую сторону, чтобы у нее не было претензий: евробюрократы исходят из логики «как бы чего не вышло, пусть лучше будет прозрачно». То есть формально все соблюсти, но в реальности они уже ничего сделать не могут. Возможно, что украинские компании получат допуск к сертификации, но не участие в ней, то есть некий статус наблюдателя как и польской государственной компании, чтобы не было претензий. Если их не допускать к сертификации, особенно Польшу, то они начнут подавать в суды, говорит, что без них нельзя, надо остановиться и т. д. В результате будет еще хуже, потому что замедлит процесс сертификации.

У Украины возможностей судиться и затягивать процесс меньше, т.к. она не член Евросоюза, поэтому ее могут и «бортануть», пустить по польскому сценарию. Особенно «Нафтогаз», который только с конца 2019 года начал жить по европейским законам, выделил газотранспортную систему и более-менее стал соответствовать европейским нормам. Ему могут сказать, что он не имеет компетенции судить и говорить внутри сертификации.

«СП»: — Германское Минэнерго дало «добро» на сертификацию, что уже вызвало недовольство экологов, которые решили заступиться за Польшу, чью позицию якобы проигнорировали. Как требования экологов могут отразиться на процессе сертификации?

— Все понимают, что это никакие не экологи, никакого отношения к окружающей среде они не имеют и что это откровенные попытки саботажа процедуры сертификации. И какое отношение экологи имеют к Польше? Получается, что либо они оскорбляют Польшу, считая поляков животными и какой-то растительностью, раз пекутся об их интересах, либо это не экологи. Дело в том, что Польша заходит внутрь сертификации, чтобы этот процесс сорвать. Идет как бы два процесса сертификации: один — доказать, что газопровод технически соответствует требованиям Евросоюза, второй — может ли дочерняя компании «Газпрома» Nord Stream AG 2 быть оператором этого газопровода.

Поляки и Украина пытаются доказать, что Nord Stream AG 2 не имеет права быть оператором, потому что в европейском доказательстве есть пункт, что компания-оператор должна быть отделена от компании-поставщика. Однако там же прописана процедура, по которой можно доказать, что вы не станете подыгрывать одному из поставщиков (хотя там всего один) и тогда даже при формальной аффилиации компания может быть оператором. Польша и Украина идут доказывать, что нарушено антимонопольное законодательство ЕС, а тут приходят и экологи говорят, что интересы Польши не учтены. Так они экологи или сторонники антимонопольного законодательства? Они — юристы, рыночники, конкуренцию хотят развивать или они — экологи? Какая связь экологии и соблюдения антимонопольного законодательства?

Польша не говорит, что с экологией что-то не так. И по-хорошему всё экологическое сообщество должно выявить этих немецких псевдоэкологов и опозорить, сказав, что экологами они не являются и дискредитируют экологическую риторику, потому что с точки зрения защиты окружающей среды абсолютно никаких претензий к «Северному потоку -2» нет. Такой же газопровод-близнец «Северный поток — 1» с 2011 года работает, проходит по примерно тому же маршруту, такой же мощности и никаких нареканий за 10 лет работы к нему нет. Если они борются за интересы Польши, противодействуют России и «Газпрому», то пусть так и скажут, что они такая-то группа интересов, преследуют политические, экономические цели. А это не экологи, а жулики, которые прикрываются «зеленым» флагом, преследуя другие интересы.

«СП»: — Каковы все-таки перспективы сертификации, когда она наиболее вероятна? Может затянуться до мая?

— Вряд ли до мая, но до Нового года, скорее всего, затянется. Евробюрократы не спешат. В этом плане у них какая-то мазохистская позиция. Европе очень нужен газопровод, чтобы хоть как-то облегчить состояние энергокризиса с помощью «Северного потока — 2», но они на это не хотят идти. Думаю, не будут использовать максимальные сроки, все пойдет быстрее. Я бы сделал ставку на то, что в январе-феврале газопровод получит сертификацию.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 08.11.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики