Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Байден не доволен ОПЕК и Россией

Байден не доволен ОПЕК и Россией

До конца года цена нефти вряд ли опустится ниже $80

Наблюдаемое осеннее ралли на мировом рынке нефти замедлилось: если 26 октября цена барреля смеси Brent в ходе торгов превысила отметку в $86 (максимум текущего года), то 3 ноября торги закрылись уже на уровне около $81 за «бочку». Такая коррекция цен на нефть вниз – результат растущих «ковид-рисков». Цель в $90 для «бочки» уже не так очевидна до конца года, как казалось еще неделей-другой ранее. Давит и «зеленый фронт» – 31 октября стартовал международный климатический саммит, на котором почти полмесяца будут продолжать звучать в том числе и призывы о необходимости отказа от углеводородной энергетики.

Но ОПЕК+ успешно обороняется. 4 ноября было объявлено, что мировой рынок нефти не получит дополнительных объемов в начале зимы от картельных стран и России. Вероятность отклонения ОПЕК+ от избранной еще летом стратегии объективно была маловероятной. И альянс по итогам ноябрьской сессии логично предпочел действовать согласно прежде оговоренным планам, оставив уровень дополнительной добычи в декабре на отметке в 400 000 баррелей.

Вице-премьер РФ Александр Новак объяснил решение ОПЕК+ не форсировать темпы нефтедобычи сезонными рисками. «Мы понимаем, что рынок восстанавливается, и мы дополнительно даем объемы на рынок. При этом, как известно, в течение четвертого квартала и первого квартала есть сезональные факторы снижения спроса. В частности, мы уже увидели в октябре месяце снижение спроса на нефтепродукты в Евросоюзе», — заключил он.

Итак, мотивов для оперативного пересмотра добычного режима у альянса пока нет. Brent закрепилась выше $80 за баррель – и это комфортный уровень для ОПЕК+. Коррекция планов альянса рынку не требуется. Хотя лидер США перманентно и призывает ОПЕК ускоряться в наращивании добычи «черного золота».

Краткосрочная реакция рынка нефти на решение ОПЕК+ – корректировка котировок «бочки» на несколько долларов вниз. Но это больше дневная волатильность, а концептуально резолюция альянса только стабилизирует рынок нефти. Баррель все равно пока остается относительно дорогим (8 ноября Brent торгуется выше отметки $83 за баррель). Глобальный спрос на нефть еще не восстановился до докризисного уровня 2019 года. Хотя, как заявил в начале ноября финансовый директор британской компании BP Мюррей Окинклосс, «уже превысил 100 миллионов баррелей в сутки и вскоре вернется на уровень до пандемии COVID-19».

Приверженность ОПЕК+ не форсировать добычу критикует Белый дом. Президент США Джозеф Байден обвинил Россию и государства — члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в устоявшихся высоких ценах на углеводороды. С таким утверждением он выступил на саммите мировых лидеров в рамках 26-й сессии конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP26) в Глазго. «Если обратить внимание на стоимость бензина, на стоимость нефти — это последствия того, что пока Россия или страны ОПЕК отказываются добывать больше нефти», — посетовал он.

Беспокойство Д. Байдена по поводу роста цен на бензин в стране – сигнал Минэнерго США. Министр энергетики Дженнифер Грэнхолм 6 ноября заявила, что рассматривается возможность распечатывания стратегических нефтяных резервов страны. Но это может так и остаться вербальной интервенцией. Распечатка резервов чревата последствиями – нефти попросту может не остаться для страховки от случающихся порой локальных сбоев в добыче нефти в США – ураганов, аномальных холодов и прочих природных катаклизмов на территории страны. Также чиновники Минэнерго США подспудно осознают, что из замыслы серьезно негативно (с точки зрения нефтеэкспортеров) повлиять на цену барреля, в конечном счете станут губительными для экономики страны – удешевление «бочки» подорвет активность в секторе сланцевой нефтедобычи в США. Что впоследствии может привести к гораздо более высоким ценам на нефть и наращиванию ее импорта.

Кроме того, рассматриваемый отраслевым американским регулятором сценарий с «вливанием» нефти из техасских и луизианских хранилищ может быстро снизить планку национальных резервов углеводородного топлива, а должного эффекта удешевления барреля так и не обеспечить. К тому же, государства ОПЕК+ вполне готовы оперативно ответить радикальным ходом, сократив производство «черного золота», если вдруг котировки «бочки» подвергнутся сильной коррекции.

Тем временем, Bank of America (BofA) в начале ноября повысил прогноз цены нефти марки Brent до $120 за баррель в середине 2022 года. Об этом сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на финансовый конгломерат. «BofA ожидает, что к концу июня 2022 года цена на нефть Brent вырастет до $120 за баррель»,— говорится в сообщении.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Инфорос, 09.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики