Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Климатическая повестка стала одним из главных регуляторов мировой экономики

Климатическая повестка стала одним из главных регуляторов мировой экономики

Проблема глобального потепления, несмотря на всю неоднозначность, коли ее признали на политическом уровне, требует решения. На саммите G20 в Риме 30 октября утвердили цель - не допустить повышение температуры на планете выше 1,5 градуса по Цельсию. Планета спасена? Нет, эта цель противоречит планам экономического развития всех крупных экономик мира. А климатическая повестка лишь новый инструмент регулирования рынка в пользу наиболее богатых стран.

New York Times опубликовала материал со ссылкой на доклад, подготовленный при поддержке ООН. В нем говорится, что, пока мировые лидеры призывают к более активным действиям по борьбе с изменениями климата, многие страны продолжат увеличивать добычу нефти, газа и угля в ближайшие десятилетия. Анализ проведен на основе планов добычи 15 ключевых производителей углеводородов, включая Канаду, США, Норвегию, Россию и Саудовскую Аравию. Согласно докладу, к 2030 году указанные страны планируют произвести на 240% больше угля, на 57% - нефти и на 71% - газа, чем это нужно для того, чтобы ограничить потепление 1,5 градуса.

Благородный посыл статьи понятен - кругом лукавство и забота о сверхдоходах, а природа в опасности. Но можно посмотреть на эти цифры с другой стороны. Например, взять прогноз по мировому потреблению ископаемого топлива от британской корпорации BP, поддерживающей климатическую повестку, то есть без завышенных цифр.

По этому документу потребление нефти к 2030 году, относительно доковидного 2016 года, вырастет на 12%, газа - на 29%, а угля - на 2%. То есть для достижения климатических целей нужно будет не заморозить на существующем уровне добычу углеводородов, а серьезно ее сокращать. Нефти и газа - вполовину, а с углем картина совсем печальная.

Возникает вопрос, а что компенсирует выпавшие объемы энергии, то есть автомобильного, судоходного и авиационного топлива, тепла и электричества в домах людей, больницах, школах, детских садах и на предприятиях?

Прогнозируют, что возобновляемые источники энергии (ВИЭ) к 2030 году в мировом масштабе закроют лишь около 16-17% от общих потребностей в энергии. Естественно, это без учета гидроэлектростанций и атомных станций, которые в Европе считаются грязными. Только солнце и ветер. В удачном для ВИЭ 2020 году их доля в мировом энергобалансе составила около 10%. Нефть, газ и уголь будут занимать, по самым разным прогнозам, 60- 80% в мировом энергобалансе 2030 года. А, согласно цифрам в докладе ООН, сократить эту долю нужно минимум вдвое, то есть на 30-40%. И здесь еще стоит учесть, что ВИЭ в 2021 году показали себя как крайне ненадежный источник энергии.

Готово ли человечество минимум на треть снизить свое потребление, отказаться от комфорта, путешествий, доступной информации, деликатесов и прочего? И будет ли этот отказ равномерным для всех стран?

Едва ли эти цифры тайна за семью печатями. Как отметил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, планы Европы по энергопереходу и повышению энергоэффективности даже на 2020 год провалились, они не выполнены. Но отказываться от них не хотят, поэтому следующий шаг - это введение квот на потребление энергии.

Прогнозируют, что возобновляемые источники энергии (ВИЭ) к 2030 году в мировом масштабе закроют лишь около 16-17% от общих потребностей в энергии

К этому уже подошли очень близко - углеродный сбор на уголь идет под лозунгом: "Ничего, что из-за них электроэнергия становится дорогой, меньше будут потреблять грязный ресурс!".

По мнению Симонова, трансуглеродные пошлины, которые сейчас вводит ЕС, а вслед за ним планируют ввести в Азии и Америке, противоречат всем нормам ВТО, то есть принципам свободного рынка. Фактически это субсидирование своей экономики за счет других стран. И приведет это к росту цен на все и мировому экономическому кризису. А самое главное, это противоречит всем планам борьбы с бедностью и ведет к ее росту в мире и дополнительным ограничениям в доступе к энергоресурсам, считает эксперт.

С этим согласен доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Он уверен, что климатическая повестка уже становится одним из главных регуляторов мировой экономики в целом и энергетики в частности. Замедление процесса повышения средней температуры на планете - важнейшая глобальная задача, которую нужно решать сообща, но где найти средства для энергоперехода - 4 трлн долл. в год до 2040 года? Не хватает материалов для создания мощностей ВИЭ, нет технологий. И попытки отказаться от "грязных" источников энергии на деле могут обернуться настоящим энергетическим голодом, признаки которого мы уже видим в ходе энергетических кризисов в Европе и Китае, считает эксперт.

С его точки зрения, стремление к осуществлению энергоперехода за счет нефтегазового комплекса - это попытки сохранить высокий уровень жизни у себя, замедляя рост развивающихся экономик. У последних просто не будет достаточных инвестиционных ресурсов и технологий для осуществления энергоперехода. Программа-максимум - добиться обесценивания активов в области традиционной энергетики и поставить их под свой контроль. Все это будет приводить к усилению "энергетического неравенства" между развитыми и развивающимися государствами, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 17.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики