Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Налоговый режим у нас фискальный и непредсказуемый: он колеблется вместе с ценами на нефть

Налоговый режим у нас фискальный и непредсказуемый: он колеблется вместе с ценами на нефть

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности:

- У нас всегда существуют две правды. Первая заключается в том, что нефтяники жалуются, что их обдирают как липку. По второй нефтяники – это жирные коты, которые все хватают и бегут в оффшоры. Истина, как всегда, посередине. В годовых отчетах крупных компаний в разделе чистой прибыли речь идет о нескольких млрд долларов. Не стоит называть их бедными и несчастными. С другой стороны, нельзя сказать, что у нас налоговый режим настолько либеральный, что нефтяные компании стимулируются к вложениям – в геологоразведку, в добычу на новых территориях, в гринфилды. Налоговый режим у нас репрессивный. Чуть-чуть он был облегчен в период падения цен на нефть. Но проблема не в репрессивности фискального режима, а в том, что он непредсказуем и обычно колеблется вместе с уровнем цен на нефть. Цены на нефть растут – гайки завинчивают, а когда цены падают, их отпускают.

Здесь стоит вопрос, как налоговый режим связать не с ценами на нефть, а с инвестиционным циклом, который необходимо сейчас выдерживать. Считаю, что здесь отрасли нанесена уже психологическая травма. Я вижу политику наших нефтяных компаний, которые отчаялись получить какой-то общий либеральный налоговый режим. И сейчас есть две основные стратегии, которые используют нефтяники. Они уже не очень верят, что налоговый режим может стать либеральным. Поэтому их первая стратегия – это перенос инвестиций за рубеж. Государство не стимулирует переработку в стране. Проходит 180 совещаний на тему переработки в стране, но тут же идет предложение повысить вывозные пошлина на нефтепродукты, то это уже никакое не стимулирование. Когда компания «Роснефть начинает строить НПЗ в Китае, о развитии нефтепереработки говорить уже не приходится. Нефтяники расползаются по миру так, что уже речь идет об Экваториальной Гвинее, Венесуэле. Зачем это все?

Простая логика действует, скажем, в таком случае: работает крупная западная компания, например, в США, где недостаточно запасов на территории страны. Малые и средние компании работают на территории Штатов, а крупные – ездят по миру в поисках, где подешевле добыть нефть, договариваются с правительством, и таким образом обеспечивают энергетическую безопасность своей страны.

Сильно сомневаюсь, что у нас в период выборо произойдет какая-то либерализация налогового режима для нефтяной отрасли

У нас же должна быть совершенно другая стратегия. Мы – обладатели достаточно крупных нефтяных запасов. Скажем, Саудовская Аравия по миру не бегает, не добывает нефть в Венесуэле, потому что это нелогично делать, имея свои собственные крупные запасы. Надо различать стратегии стран, у которых они есть, и стран, где их нет. Однако наше государство не только смотрит на это сквозь пальцы, но и зачастую стимулирует процесс. Возможно, в отношениях с Венесуэлой кому-то видятся геополитические бонусы. Пока не понимаю, какие. Мы сейчас тратим значительно большие усилия на то, чтобы поднимать нефтедобычу в других регионах. Получается, что наши нефтяники уже махнули рукой на собственные проекты. За рубежом им нефть добывать, оказывается, проще. Это первый вариант реакции нефтяников на их просьбу к государству (снизить налоги на отрасль), которое их не слышит.

Второй вариант реакции на эту ситуацию такой. Имея достаточно влиятельных собственников или покровителей, можно пойти к премьеру и попросить у него частных льгот под какое-либо месторождение. И такое бывает. Вчера, например, принято решение о продлении льготных экспортных пошлин на Ванкорский проект «Роснефти», у которой есть председатель совета директоров Игорь Иванович Сечин. Понятно, что он может попросить напрямую у Путина – помочь решить эти проблемы. Видимо, сейчас принято решение поддержать компанию «Роснефть». Другой яркий пример, но уже не из нефтяной отрасли, это проект Новатэка «Ямал СПГ». Он тоже имеет особый налоговый режим, который утвержден и закреплен постановлением Правительства от 11 октября этого года. Это уже опубликовано официально. Вот это второй путь, когда не просят общих льгот для отрасли, а обращаются в частном порядке напрямую с просьбой оказать содействие по конкретным месторождениям. Я сильно сомневаюсь, что у нас в период выборов произойдет какая-то либерализация налогового режима для нефтяной отрасли. Мы это видим уже по газу – наоборот, идет ужесточение, когда долгое время не повышали, а потом повысили. Но это не мешает компаниям в приватном режиме получать для себя какие-то частные льготы.

Проблема налогового фискального режима совершенно очевидна. Сколько ни пиши стратегий и схем, все понимают, что запас советского периода уже истощен и изношен, и уровень инвестиций в новые проекты крайне низок, и как будет отрасль будет выплывать через пять лет – пока совершенно не ясно. Нефтяная отрасль – это не цветоводство. Если не вложить деньги сегодня, завтра инвестиции не помогут. Инвестиционный цикл на тяжелых месторождениях, а у нас легких уже нет в стране, составляет от 6-8 лет и выше. К сожалению, сейчас вменяемой дискуссии о налоговом режиме не ведется. Все у нас в этом плане по-прежнему. Нефтяники говорят «у нас сложная ситуация», а государство отвечает «скоро выборы, потерпите».

По опыту энергетической стратегии до 2020 года, происходит все следующим образом. В некий период мы сравниваем реальность и схему, а она с прогнозом не совпадает. Авторам говорят об этом, а они в ответ – «не волнуйтесь, мы сейчас новый напишем до 2035 года». Я прогнозирую, что как только начнется расхождение, эти авторы нам напишут Генсхему развития отрасли до 2030 года. А затем, видимо, до 2040 или сразу до 2050 года. Я видел новую Генсхему до 2020 года. Кое-что меня в ней смущает: например, там основной прирост по Востоку запланирован на последние пять лет. Грубо говоря, долгое время ничего не растет, а потом внезапно вырастет. При этом, если к намеченному сроку ничего так и не вырастет, лет через 15, уже не найдешь, кто писал эту Генсхему. Такие хитрости, к сожалению, встречаются. Я надеюсь, что мы когда-нибудь совпадем с Генсхемой, но не знаю, когда. У меня, честно говоря, оптимизма по поводу этих совпадений нет.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 29.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики