Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Завет Наполеона. Почему французы испугались русского СПГ

Завет Наполеона. Почему французы испугались русского СПГ

"Арктик СПГ 2" привлек необходимое кредитование у российских и ряда иностранных банков почти на 10 млрд евро. Однако среди финансовых институтов, заинтересовавшихся проектом, не оказалось французских, хотя миноритарная доля "Арктик СПГ 2" принадлежит, в том числе, компании Total. "Прайм" попытался разобраться в причинах.

ЗЕЛЕНАЯ ПОВЕСТКА

Компания "Арктик СПГ 2" сообщила, что подписала соглашения с российскими и иностранными банками о привлечении кредитов на общую сумму 9,5 млрд евро сроком на 15 лет, полностью обеспечив внешнее финансирование одноименного предприятия.

Власти Франции, как и коммерческие банки страны, отказались от участия в проекте "Арктик СПГ 2", который реализуют в России "Новатэк" (60%), китайские компании CNOOC и CNODC (по 10%), японский консорциум Japan Arctic LNG (10%) и французская Total (10%).

Следует заметить, что участие в финансировании приняли банки из всех других стран, компании из которых вошли в проект.

Газета La Tribune в качестве причины отсутствия французских институтов в числе инвесторов назвала обеспокоенность "Пятой республики" проблемами климата.

По свидетельству издания, финансировать проект запретил сам президент Франции Эммануэль Макрон. В итоге средства не выделили ни государственный инвестиционный банк Bpifrance, ни коммерческие банки страны.

"В рамках "зеленой повестки" природный газ действительно относится к "грязным" энергоресурсам, — комментирует управляющий активами "БКС Мир инвестиций" Виталий Громадин.

При этом основным рынком сбыта сжиженного природного газа (СПГ), который планируется отгружать с проекта "Арктик СПГ 2", как отмечает эксперт, являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

"Несмотря на текущую ожесточенную конкуренцию на рынке между Европой и Азией, ко времени запуска проекта, в 2025 году, ситуация уже нормализуется, — полагает Громадин, — и основным потребителем останется Азия".

ВСЁ НАОБОРОТ

"Новатэк" отреагировал на позицию французской стороны скептически. В пресс-службе российской компании заявили, что такое отношение к проектам по поставкам газа, наоборот, замедлит темпы глобального перехода к безуглеродности.

Эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Кирилл Родионов соглашается с этим взглядом.

"Наращивание производства СПГ является частью стратегии декарбонизации даже для наиболее "зеленых" нефтегазовых компаний, — рассказывает он. — К примеру, для англо-голландской Shell, которая еще до майского вердикта суда Гааги продекларировала цель сократить к 2030 году выбросы CO2 на 20% к уровню 2016-го. В период с 2011 по 2020 годы Shell увеличила продажи СПГ почти вдвое, с 16,8 млн до 33,2 млн т. При этом, согласно стратегии, принятой в феврале текущего года, компания собирается к середине 2020-х нарастить мощности по производству СПГ на 7 млн т ежегодно".

Интерес к сжиженному газу вызван, в том числе, запретом на использование высокосернистого мазута в морских перевозках, который в прошлом году был введен Международной морской организацией (IMO), напоминает эксперт.

"Переход с высокосернистого мазута на СПГ приводит к сокращению выбросов CO2 в среднем на 60%, — уточняет Родионов. — В этой связи, по крайней мере, в водном транспорте этот энергоноситель не только не увеличивает, но даже сокращает углеродный след".

Что касается географии поставок, то она определяется рынком, особенно в тех случаях, когда речь идет об объемах, не закупленных по долгосрочным соглашениям, указывает он.

"К примеру, третья очередь действующего завода "Новатэка "Ямал СПГ" была введена на год раньше запланированного срока, в конце 2018-го, а не в конце 2019-го, когда у компании вступали в силу долгосрочные обязательства, привязанные к запуску третьей очереди, — напоминает специалист. — Соответственно, весь "избыток" в 5,5 млн т, произведенный за год на третьей очереди, "Новатэк" должен был реализовывать на спотовом рынке".

А на этом рынке действует простой принцип: танкер поставляет газ туда, где в данный момент есть сильный спрос и, соответственно, высокие цены, отмечает Родионов.

"В том случае, если очереди "Арктик СПГ-2" также будут возводиться с опережением графика, ничто не сможет помешать экспортировать газ во Францию", — делает вывод он.

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

"Самое странное в этой истории то, что нет документального подтверждения слов, сказанных Макроном, а тем более — каких-либо запретов, наложенных на финансирование конкретных проектов, — удивляется ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Никакого пресс-релиза. Отсюда вопрос: эта газетная публикация, случайно, не "утка"? Что это? Проявление климатической политики? Если же здесь внешнеполитический контекст, и тогда не ясно: речь про общеевропейские санкции или про меры против "Новатэка"? Для кого действует запрет? Ничего не понятно".

"Новатэк" в этой ситуации тоже выглядит несколько растерянно, отмечает эксперт. Компания заявила, что и не ожидала финансирования от французской стороны.

"Если же вводится запрет на кредитование, то он, по всей видимости, должен распространяться и на Total, — рассуждает Юшков. — Однако французская компания участвует. Ведь привлекаемые у банков кредиты — это лишь половина средств, которые идут на проект. Остальные выделяют сами компании-участники, в том числе Total".

Франция выступает как влиятельный игрок на поле декарбонизации, радеющий за "зеленую" повестку, признает специалист.

"Париж активно развивает атомную энергетику и лоббирует ее признание безуглеродной, — говорит он. — Если это удастся, Франция окажется одной из самой декарбонизированных стран Европы. Углеродный след очень маленький. А природный газ в энергетике этой страны ЕС играет меньшую роль, чем в случае с Германией или Италией".

Автор: Олег Кривошапов

Источник: ПРАЙМ, 06.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики