Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Для Китая в приоритете страны, входящие в проект «Шелкового пути»

«Для Китая в приоритете страны, входящие в проект «Шелкового пути»

Интервью Caliber.Az с экспертом Фонда национальной энергетической безопасности, научным сотрудником Финансового университета при правительстве РФ Станиславом Митраховичем.

- Что нужно Азербайджану для того, чтобы использовать все преимущества коридора «Восток-Запад»?

- Напрашиваются какие-то решения, связанные с энергетическим эффектом. Возможно это взаимные инвестиции с другими участниками коридора «Восток-Запад» или привлечение китайских, турецких инвестиций в страну.

Что касается российских инвестиций, то теоретически это возможно, однако для этого необходимо четкое понимание того, что именно транзитировалось бы в эти маршруты и куда именно. Думаю, что тут можно найти варианты, тем более что структура международной торговли и сами товары тоже меняются. В общем здесь есть варианты, над которыми нужно подумать.

В свою очередь Азербайджану логичнее было бы поискать, какие еще товары, помимо углеводородов, могли бы экспортироваться, либо реэкспортироваться через него. Но тут большой вопрос к структуре азербайджанского экспорта, есть ли возможности найти что-то иное помимо нефти и газа? Это не исключено.

Кстати, по мере развития, скажем, новой энергетики, возобновляемых источников энергии появляется спрос на различные металлы или материалы, которые раньше не были столь привлекательны, а теперь окажутся в фокусе внимания. В этом смысле, если выяснится, что те или иные минералы в Азербайджане найдены, их тоже можно экспортировать по коридору «Восток-Запад».

- Известно, что коридор «Восток-Запад» является китайской инициативой, но что видит официальный Пекин в этом проекте и насколько он у него в приоритете?

- Китай - сверхдержава, которая пытается проецировать свое влияние в самых разных регионах мира. У Пекина подобных инициатив огромное количество. Китай хочет, чтобы все ключевые маршруты, которые идут в него или из него, контролировались либо им, либо более или менее дружественным Китаю режимом. В этом смысле страны, входящие в проект «Шелкового пути» или коридора «Восток-Запад», для Китая в приоритете.

- Повторяет ли коридор «Восток-Запад» исторический маршрут Шелкового пути или существуют различия?

- В России часто говорят про «Восток-Запад», как о продолжении Сибирской магистрали (Китай, Россия, Казахстан, Белоруссия, Польша), а в Азербайджане рассматривают «Восток-Запад», как маршрут через Каспийское море (Туркменистан, Иран, Азербайджан).

Такие варианты существуют, тем более недавно было заключено соглашение о своповых поставках туркменского газа через Иран в Азербайджан. Кроме газопроводных маршрутов, там теоретически может быть и железнодорожный путь. Это тоже будет считаться частью проекта «Восток-Запад». То есть отличие есть. Существует несколько вариантов одновременно конкурирующих маршрутов, и все они построены на идее синергии.

- Насколько безопасен коридор «Восток-Запад» в современных геополитических реалиях?

- Безопасность теоретически может быть и нарушена. Например, в случае каких-то боевых действий, связанных с Ираном. У ИРИ очень сложные отношения с США, Израилем, Саудовской Аравией. Многое зависит от ситуации в Иране. Может администрация Байдена снимет санкции, тогда Иран будет активнее участвовать. Если без Ирана, тогда это сложнее. К тому же Карабахский вопрос еще не до конца разрешен.

Автор: Гусейн Сафаров

Источник: Caliber.Az, 09.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Текущая ситуация с экспортом российской нефти и нефтепродуктов
Преодоление санкций 2022-2024 годов - важнейшее испытание для российской нефтяной индустрии. После того, как США, Великобритания, ЕС и G7 ввели запрет на закупки российской нефти и нефтепродуктов (за некоторыми исключениями) и механизм потолка цен, Россия смогла найти альтернативные варианты продаж в странах, которые теперь принято называть «глобальным югом». Однако важно рассмотреть экспорт в деталях. Что мы и делаем и новом докладе ФНЭБ.
Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики