Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Для Китая в приоритете страны, входящие в проект «Шелкового пути»

«Для Китая в приоритете страны, входящие в проект «Шелкового пути»

Интервью Caliber.Az с экспертом Фонда национальной энергетической безопасности, научным сотрудником Финансового университета при правительстве РФ Станиславом Митраховичем.

- Что нужно Азербайджану для того, чтобы использовать все преимущества коридора «Восток-Запад»?

- Напрашиваются какие-то решения, связанные с энергетическим эффектом. Возможно это взаимные инвестиции с другими участниками коридора «Восток-Запад» или привлечение китайских, турецких инвестиций в страну.

Что касается российских инвестиций, то теоретически это возможно, однако для этого необходимо четкое понимание того, что именно транзитировалось бы в эти маршруты и куда именно. Думаю, что тут можно найти варианты, тем более что структура международной торговли и сами товары тоже меняются. В общем здесь есть варианты, над которыми нужно подумать.

В свою очередь Азербайджану логичнее было бы поискать, какие еще товары, помимо углеводородов, могли бы экспортироваться, либо реэкспортироваться через него. Но тут большой вопрос к структуре азербайджанского экспорта, есть ли возможности найти что-то иное помимо нефти и газа? Это не исключено.

Кстати, по мере развития, скажем, новой энергетики, возобновляемых источников энергии появляется спрос на различные металлы или материалы, которые раньше не были столь привлекательны, а теперь окажутся в фокусе внимания. В этом смысле, если выяснится, что те или иные минералы в Азербайджане найдены, их тоже можно экспортировать по коридору «Восток-Запад».

- Известно, что коридор «Восток-Запад» является китайской инициативой, но что видит официальный Пекин в этом проекте и насколько он у него в приоритете?

- Китай - сверхдержава, которая пытается проецировать свое влияние в самых разных регионах мира. У Пекина подобных инициатив огромное количество. Китай хочет, чтобы все ключевые маршруты, которые идут в него или из него, контролировались либо им, либо более или менее дружественным Китаю режимом. В этом смысле страны, входящие в проект «Шелкового пути» или коридора «Восток-Запад», для Китая в приоритете.

- Повторяет ли коридор «Восток-Запад» исторический маршрут Шелкового пути или существуют различия?

- В России часто говорят про «Восток-Запад», как о продолжении Сибирской магистрали (Китай, Россия, Казахстан, Белоруссия, Польша), а в Азербайджане рассматривают «Восток-Запад», как маршрут через Каспийское море (Туркменистан, Иран, Азербайджан).

Такие варианты существуют, тем более недавно было заключено соглашение о своповых поставках туркменского газа через Иран в Азербайджан. Кроме газопроводных маршрутов, там теоретически может быть и железнодорожный путь. Это тоже будет считаться частью проекта «Восток-Запад». То есть отличие есть. Существует несколько вариантов одновременно конкурирующих маршрутов, и все они построены на идее синергии.

- Насколько безопасен коридор «Восток-Запад» в современных геополитических реалиях?

- Безопасность теоретически может быть и нарушена. Например, в случае каких-то боевых действий, связанных с Ираном. У ИРИ очень сложные отношения с США, Израилем, Саудовской Аравией. Многое зависит от ситуации в Иране. Может администрация Байдена снимет санкции, тогда Иран будет активнее участвовать. Если без Ирана, тогда это сложнее. К тому же Карабахский вопрос еще не до конца разрешен.

Автор: Гусейн Сафаров

Источник: Caliber.Az, 09.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики