Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ради борьбы с импортным газом ЕС готов пожертвовать Третьим энергопакетом

Ради борьбы с импортным газом ЕС готов пожертвовать Третьим энергопакетом

Брюссель откажется от долгосрочных контрактов на газ и усилит регулирование рынка

Евросоюз (ЕС) планирует предотвратить продление долгосрочных контрактов на поставку газа и в целом прекратить практику таких контрактов после 2049 г. Еврокомиссия (ЕК) также предложит меры по укреплению безопасности поставок на фоне высоких цен и сохраняющейся угрозы дефицита газа этой зимой. Соответствующие проекты решений будут опубликованы 15 декабря, сообщает Bloomberg со ссылкой на внутренние документы ЕК.

В этом проекте ЕК, по данным агентства, также намерена предложить «более стратегический» подход к хранению газа, который включает меры по заполнению подземных газовых хранилищ (ПХГ) к началу зимы. Члены ЕС должны будут анализировать заполненность ПХГ и потенциальные риски, связанные с безопасностью поставок, в том числе если хранилище принадлежит иностранным компаниям. Если риски выявлены, им придется принять контрмеры – установить минимальные обязательства по хранению газа, провести торги или аукционы.

ЕК также предлагает механизм добровольных совместных закупок стратегических запасов газа на случай чрезвычайной ситуации операторами транспортных систем. В такой формулировке это станет радикальным новшеством для законодательства ЕС: сейчас по Третьему энергопакету распределительные сети от закупщиков и продавцов газа должны быть отделены (это одна из наибольших сложностей для сертификации «Северного потока – 2»).

Однако окончательным решением проблем энергобезопасности ЕК считает полный отказ от ископаемого топлива и развитие возобновляемой энергетики. Это должно значительно снизить зависимость Европы от импорта топлива к 2050 г., когда европейская «зеленая сделка» (Green Deal) предусматривает сокращение выбросов парниковых газов в ЕС до нуля.

«Ведомости» направили запрос в ЕК, а также в «Газпром» и его ключевым партнерам по поставкам газа в Западной Европе – RWE, Wintershall Dea, Shell, OMV, BP, Engie и Uniper.

Чем мешают Европе газовые контракты

Москва и Брюссель кардинально разошлись в оценке разразившегося в 2021 г. энергокризиса в Европе. Спотовые цены на газ осенью стабильно вышли на уровень выше $1000 за 1000 куб. м, а в октябре приближались к $2000 за 1000 куб. м. В России ценовое ралли стало поводом еще раз указать на опасность слишком резкого энергоперехода к зеленой энергетике и важность долгосрочных контрактов на газ. В начале октября президент России Владимир Путин возложил ответственность за кризис на самих европейцев, назвав одной из причин слишком быструю реформу энергорынков, которая подразумевает переход на биржевую торговлю газом. В середине октября Путин заявлял, что «Газпром» заинтересован в долгосрочных контрактах с ЕС, хотя и теряет в цене.

Тем не менее, по мнению президента, такая модель стабильнее, надежнее и выгоднее для всех сторон. Он также говорил о том, что изначальной причиной пикового спроса на газ стал дефицит выработки ВИЭ из-за погоды.

ЕК эту позицию не поддержала. «Мы должны всегда подчеркивать, что, пока цены на газ взлетают вверх, цены на ВИЭ за последние годы несколько снизились и остаются стабильными, – говорила председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен в начале октября. – Поэтому в долгосрочной перспективе нам необходимо инвестировать в возобновляемую энергию, которую ЕС производит самостоятельно в отличие от углеводородов, которые он импортирует».

Намерение отказаться от долгосрочных контрактов – осознанное решение ЕС для достижения независимости от внешних источников топлива, это делается для того, чтобы выиграть время для перехода на ВИЭ и построения соответствующей инфраструктуры, считает директор Института энергетических исследований РАН академик Сергей Филиппов. По его словам, сейчас ЕС хочет форсированно перейти на новую технологическую базу чистой генерации, построения аккумулирующих мощностей. Но пока инфраструктура не готова на случай непредвиденных сбоев, и европейцам нужно купировать пики энергопотребления. Поэтому, замечает ученый, в Европе здраво думают о расширении ПХГ, а наполнять их наиболее выгодно летом, когда цены на газ ниже. Именно в этом причина желания перейти на краткосрочные контракты, в первую очередь с Россией: газ со временем нужен будет именно для перекрытия пиков, на случай безветренной погоды, отмечает Филиппов.

Он уверен, что России придется смириться с полным переходом на краткосрочные контракты поставок газа, так как она фактически больше зависима от ЕС в плане торговли, чем ЕС от нее. Впрочем, в предложениях ЕК есть и конъюнктурная составляющая, Россию как основного поставщика надо «держать в тонусе», чтобы делать более сговорчивой как по энергетическим, так и по другим вопросам, полагает эксперт.

В Европе по-прежнему наблюдается рекордный дефицит запасов газа в ПХГ. По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), на 12 декабря хранилища были заполнены лишь на 62,4% (67,6 млрд куб. м). Год назад запасы были выше на 21,4 млрд куб. м. По данным биржи ICE, 14 декабря на голландском хабе TTF январский фьючерс стоил около $1428 за 1000 куб. м, что стало максимумом с начала октября. Рост цен начался накануне на фоне заявления министра иностранных дел ФРГ Анналены Бербок об отсутствии оснований для запуска в ближайшее время газопровода «Северный поток – 2» (мощность двух ниток – 55 млрд куб. м газа в год).

Без долгосрочных контрактов пострадают и США

Сейчас ни у одного из крупных участников рынка нет контракта, предусматривающего поставки газа в ЕС после 2049 г., отметила директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. У «Газпрома» наиболее длинным является соглашение с австрийской OMV, истекающее в 2040 г. По мнению аналитика, 30 лет – это комфортный срок для планомерного и неболезненного реформирования инерционного и капиталоемкого газового рынка. До 2049 г., по оценке Беловой, без рисков могут быть продлены многие действующие долгосрочные контракты. Эксперт также добавила, что сейчас на рынке становится все более частой практика «укорачивания» долгосрочных контрактов, когда соглашение, заключенное на 10 и даже пять лет, считается долгосрочным. «Поэтому «Газпром» сможет, ничем не рискуя, заключить долгосрочный контракт и в 2040 г.», – считает она.

ЕС и раньше стремился ограничить использование долгосрочных контрактов, но на фоне недостатка предложения на рынке это привело лишь к дефициту газа в Европе, говорит заместитель гендиректора ФНЭБ Алексей Гривач. Это, в свою очередь, еще сильнее подогрело цены, отметил он. Новых долгосрочных договоров на 20–30 лет уже давно не заключается, подтверждает Гривач. Эксперт также напомнил, что европейские потребители сами стремились отойти в долгосрочных контрактах от нефтяной привязки [к привязке к спотовым ценам газа], но, когда это произошло, цены на споте выросли и приоритеты изменились.

Белова добавила, что инициатива ЕК носит также явный политический характер. «Полный отказ от долгосрочных контрактов на поставку газа в ЕС противоречит интересам поставщиков сжиженного газа (СПГ) из США. Поэтому, пытаясь надавить на «Газпром», ЕС рискует вступить в конфликт с Вашингтоном», – добавила Белова. Климатическая повестка ущемляет интересы США как одного из основных источников роста производства СПГ в мире, заметил Гривач, а также создает проблемы для быстрого принятия новых инвестрешений.

Старший директор группы по природным ресурсам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко заметил, что, по прогнозу ООН, цель которого ограничить глобальное потепление 2 градусами, потребление газа в Европе к 2050 г. может упасть более чем на 60%. «В таком случае необходимость в долгосрочных контрактах действительно не так очевидна, но тогда быстрыми темпами должна продолжать развиваться альтернативная энергетика, должны появиться инновации, например в области хранения и передачи электроэнергии», – обратил внимание он. Белова также подчеркнула, что «зеленая сделка» предполагает достижение углеродной нейтральности в промышленности и отказ от углеводородов в энергетике, но о полном отказе от нефти и газа речь не идет. Они продолжат применяться в других областях, в частности в нефтегазохимии.

Нужен другой энергопакет

В настоящий момент для отказа от долгосрочных контрактов в ЕС нет юридических механизмов, считает адвокат практики международного экономического комплаенса Art de lex Марат Самарский. Он подчеркнул, что сейчас диктат экономических потребностей населения пока преобладает над идеей общеевропейской энергосолидарности. «Чтобы воплотить подобные планы в жизнь, странам – членам ЕС необходимо разработать соответствующий энергопакет, дорожную карту и предусмотреть выделение ресурсов для ее воплощения в жизнь», – отметил юрист. Для запрета долгосрочных контрактов на газ потребуется создать координационный орган и решить вопрос гарантий бесперебойности поставок из альтернативных источников, добавил Самарский.

Управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин также считает, что, пока в ЕС действует принцип добровольности в исполнении общесоюзных решений, запретить долгосрочные контракты крайне сложно. «Сейчас страны ЕС согласились с необходимостью прекращения долгосрочных поставок газа, но решение это, во-первых, каждая заинтересованная страна будет принимать для себя самостоятельно, во-вторых, в случае, если некоторые страны продолжат такие договоры заключать, никаких санкций в их отношении применено со стороны ЕС быть не может», – заключил он.

Самарский также предположил, что инициатива о закупках газа операторами газотранспортных систем не станет нарушением норм антимонопольного Третьего энергопакета ЕС, так как в данном случае речь идет сугубо о стратегических, а не коммерческих целях. По его мнению, ЕК тем самым хочет предоставить операторам инструмент для быстрого реагирования на рыночные угрозы, но также одновременно укрепить региональную энергосолидарность.

Положение о праве [транспортных] операторов добровольно совместно закупать стратегические запасы газа, действительно, нарушает логику Третьего энергопакета, отделяющего инфраструктурную деятельность от производственно-сбытовой, говорит доцент кафедры правового регулирования ТЭК МИЭП МГИМО МИД России Иван Гудков. Эта логика, по его словам, будет нарушаться, если формирование резервов и их распределение предполагают совершение коммерческих сделок.

Автор: Илья Лакстыгал, Матвей Катков

Источник: Ведомости, 14.12.2021  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики