Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немодный российский газ: Еврокомиссия меняет правила на газовом рынке

Немодный российский газ: Еврокомиссия меняет правила на газовом рынке

Еврокомиссия собирается продвигать низкоуглеродный газ, чтобы европейцы отказывались от обычного природного газа и выбирали правильных поставщиков, которые, по мнению Брюсселя, и у себя в стране будут придерживаться строгих правил по ограничению выбросов СО₂. Еврокомиссия хочет получить рычаг давления на внешних поставщиков и переложить на них космические расходы за свой энергопереход, полагают эксперты.

Еврокомиссия представила пакет предложений по изменению газовых норм и законодательства ЕС, чтобы установить правила на рынке для перехода к 2050 году к экономике с нулевыми выбросами СО₂. В том числе без природного газа.

С чего Брюссель планирует начать, так это с продвижения низкоуглеродного газа и водорода, которым планируют дать зеленый коридор сразу после принятия изменений.

Так, например, уже с первого января следующего года, после того как правила утвердят, операторы газотранспортных систем ЕС обязаны будут предоставить скидку в 100% для поставщиков низкоуглеродного газа (например, биогаза) и водорода во всех пунктах входа и выхода, в том числе с третьими странами.

Пока низкоуглеродный газ составляет лишь 5% общего газового баланса Евросоюза, а водород вообще не транспортируется, хотя в Брюсселе считают, что в действующих газопроводах топливо уже может составлять 5% общей смеси. Но даже по мере увеличения доли «зеленого» газа в дальнейшем Еврокомиссия предлагает сохранить экономические льготы для производителей.

«Оценка воздействия показала, что входные тарифы являются значительным препятствием для входа возобновляемых и низкоуглеродных газов в газотранспортную систему. Для решения этой проблемы комиссия предлагает предоставить скидки в размере 75% на эти входные тарифы. Комиссия также предлагает отменить трансграничные тарифы на возобновляемые и низкоуглеродные газы для продвижения продаж на европейском рынке и использования наиболее перспективных мест производства. Точно так же в будущем не будут применяться трансграничные тарифы на выделенную водородную сеть, что будет способствовать конкуренции, доступности и безопасности поставок», — говорится в материалах Еврокомиссии.

Сейчас производство низкоуглеродных газов и водорода обходится дороже природного газа, и Еврокомиссия идет на экономические стимулы, чтобы продвинуть «зеленый» газ. В таких условиях она ставит производителей явно в неравные условия. С одной стороны, затраты «Газпрома» по транспортировке газа в Западную Европу по территориям других стран уже сейчас могут достигать $ 50 за тысячу кубометров и более. С другой — операторам газотранспортных сетей, которые зачастую являются частными компаниями, придется перекладывать свои расходы на клиентов, что также ударит в первую очередь по таким поставщикам, как «Газпром».

Из аргументов для такой политики у Брюсселя пока есть только один: «Низкоуглеродные газы производят как минимум на 70% меньше выбросов парниковых газов, чем ископаемый природный газ в течение всего их жизненного цикла».

Главная проблема биогаза при транспортировке — это его себестоимость, замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Для водорода тоже плюс сложности с последующим учетом. Нужно четкое и продуманное регулирование этих вопросов. А обнулить тарифы или дать приоритетный доступ — то есть переложить эти расходы на оператора и других пользователей ГТС — тут много ума не надо», — считает эксперт.

Если экономические стимулы должны сравнять или приблизить стоимость низкоуглеродных газов к природному, то еще одна предлагаемая мера — сделать их безальтернативными и модными в головах европейцев. В Брюсселе планируют ввести сертификаты на газ, на основании которых даже рядовые граждане смогут выбирать поставщика как по «вредности» газа, так и стране добычи.

«Потребители должны иметь возможность различать доступные газы. Правила сертификации низкоуглеродного газа и его производных дополнят схемы сертификации возобновляемых видов топлива и газов и будут применяться как к импортируемому, так и к отечественному производству, чтобы обеспечить равные условия», — говорится в материалах Еврокомиссии. «Чтобы новые газы играли полноценную роль в энергопереходе, правила розничного рынка должны давать потребителям возможность делать устойчивый и низкоуглеродный выбор, сводить к минимуму препятствия для смены поставщиков и повышению уровня вовлеченности и защиты клиентов, — продолжают авторы изменений. — В настоящее время розничные рынки газа демонстрируют концентрацию и низкий уровень входа новых и инновационных проектов. Это мешает клиентам извлекать выгоду из открытой конкуренции. Чтобы получить ее, покупатели нуждаются в достаточной информации о потреблении энергии и ее происхождении, а также об эффективных инструментах для участия в жизни рынка».

В сертификации газа для конечных потребителей есть один немаловажный нюанс, замечает Алексей Гривач. «Как они собираются разделять обычный природный газ, биогаз и водород из одной смеси на другом конце трубы. Физически это невозможно», — отмечает замдиректора ФНЭБ. Он говорит, что это можно сделать на бумаге, но тогда это будет просто профанация: «Получится, что покупатель „чистого“ газа будет платить больше, чем покупатель „обычного“. Хотя в реальности оба будут получать топливо из „одной бочки“».

Наиболее важным пунктом для России может быть предложение о том, чтобы Еврокомиссия могла вмешиваться и трактовать по-своему ситуацию с выбросами СО₂ в странах-поставщиках.

Авторы изменений предлагают, чтобы импортеры газа предоставляли государствам — членам ЕС данные по выбросам у поставщиков и мерам, которые те предпринимают для снижения эмиссии. На основании их создадут общедоступную базу данных прозрачности по метану, которая будет корректироваться с помощью мониторинга со спутников.

«Чтобы эффективно бороться с выбросами импортируемого ископаемого топлива по всей цепочке поставок в Европу, комиссия проведет дипломатический диалог с нашими международными партнерами и пересмотрит регулирование по метану к 2025 году с целью введения более строгих мер в отношении импорта ископаемого топлива», — обещают авторы пакета изменений Еврокомиссии.

Аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман замечает, что при таком подходе для России есть и определенные плюсы в сравнении с другими поставщиками. «Российский газ, по данным „Газпрома“, является более экологичным, чем основные конкуренты из сферы СПГ», — говорит аналитик. Сжижение и транспортировка на газовозе являются не самыми экологичными процессами, что и позволяет российскому газу выигрывать у конкурентов по параметру выбросов, объясняет Сергей Кауфман.

Сегодня в Европу российский газ доставляется по самым разным маршрутам и, как отмечали в экологическом отчете «Газпрома» за 2019 год, проекты «Северный поток» и «Турецкий поток» находятся во много более выигрышном положении по уровню выброса парниковых газов, чем, например, поставки СПГ из США или транзит газа через Украину. Так, углеродоемкость «Северного потока» оценивали в 6,3 СО₂-эквивалента на 1 мегаджоуль, «Турецкого потока» — в 7,3, украинского маршрута — в 10,6, а показатель доставки СПГ из США — в 22,3.

Безусловно, подобные показатели дают «Газпрому» конкурентные преимущества, однако, как будут считать в Брюсселе, неизвестно.

«В любом случае, Еврокомиссия хочет получить рычаг давления на внешних поставщиков и переложить на них космические расходы за свой энергобиогазоводородопереход», — говорит замдиректора ФНЭБ. По мнению Алексея Гривача, все закончится как обычно — усиленным ростом цен на энергию для потребителей в Европе: «И это в лучшем случае. В худшем произойдет энергетический коллапс».

Источник: EADaily, 16.12.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики