Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко роет себе нефтяную яму

Лукашенко роет себе нефтяную яму

В следующем году Белоруссия вдвое снизит закупки российской нефти, заявил Александр Лукашенко. Половину необходимых поставок ей обеспечит Венесуэла. Даже если не учитывать сложности транспортировки, энергонезависимость от России обойдется Минску в лишние $660 млн в год.

 

Белоруссия в 2011 году планирует закупить в России менее половины необходимой республике нефти, заявил в пятницу Александр Лукашенко: «Остальное — на мировых рынках».

Сама Белоруссия потребляет всего 6,3 млн тонн в год. Это оценка России, именно такие объемы она поставляет в республику без экспортной пошлины, которая сейчас составляет $290,6 за тонну. Но закупает Белоруссия гораздо больше: в этом году объем поставок запланирован на уровне порядка 22 млн тонн российской нефти, плюс около 1 млн тонн республика добывает самостоятельно. Те объемы, которые Белоруссия не потребляет сама, она перерабатывает и продает в Европу.

Разговоры о том, что республика должна снизить зависимость от России, Лукашенко начал вести уже давно, главным его достижением на этом поприще стало заключение договора о поставках нефти из Венесуэлы.

 

Именно об этом соглашении Лукашенко напомнил в пятницу, уточнив, что Белоруссия в 2011—2013 годах получит 30 млн тонн венесуэльской нефти, то есть в год — порядка 10 млн тонн. Это как раз и составляет примерно половину от закупаемых в России объемов.

 

Но нефть из Венесуэлы нужно еще до Белоруссии доставить. В этом году республика закупила около 400 тыс. тонн венесуэльской нефти, которая доставлялась танкерами в Одессу и далее по железной дороге. Но крупные объемы этим путем перевезти уже не получится.

Лукашенко хочет везти нефть либо через порты Прибалтики, либо через Украину — нужно лишь перевести нефтепровод Одесса — Броды в аверсный режим (сейчас он работает в режиме реверса, российская нефть из нефтепровода «Дружба» по этой трубе от Бродов идет до Одессы). Ранее Лукашенко говорил, что соглашения с Украиной и странами Балтии практически достигнуты.

Но эксперты считают такую схему поставок крайне маловероятной.

 

«Если Украина согласится перевести Одесса — Броды на аверс, это будет означать разрыв существующих контрактов с российскими компаниями, — заявляет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Причем Белоруссия в любой момент может заключить новые соглашения с Россией (об этом говорит, например, недавнее согласие Белоруссии перечислять в российский бюджет пошлины от экспорта нефтепродуктов), а Украина останется с аверсным нефтепроводом и разорванными соглашениями».

В Прибалтике, по словам Симонова, к идее перевалки нефти для Белоруссии тоже относятся без излишнего энтузиазма: никаких гарантий, что транзит будет оплачен, Лукашенко пока не дал, хотя транспортировка венесуэльской нефти через Эстонию — наиболее выгодный с экономической точки зрения вариант для Белоруссии.

«Но дело не столько в сложностях и цене транспортировки, сколько в цене самой нефти», — подчеркивает эксперт. Такая модель сотрудничества имела бы смысл лишь в том случае, если бы Уго Чавес предложил Александру Лукашенко крупную скидку. «Но Чавес этого делать явно не собирается, — говорит эксперт. — По данным Белстата, в первом полугодии 2010 года Белоруссия закупала венесуэльскую нефть по фантастической цене в $656 за тонну, в то время как сырье из России поступало по цене $398 за тонну».

 

Впрочем, $398 — средняя цена, в которой учитываются и беспошлинные 6,3 млн тонн. Но, даже если считать, что вся российская нефть идет в Белоруссию со стопроцентной пошлиной, ее цена составит около $590 за тонну (порядка $300 — средняя внутрироссийская цена, по которой Россия осуществляет поставки в Белоруссию, плюс $290 пошлины).

Таким образом, если Александр Лукашенко намерен закупать 10 млн тонн в год у Венесуэлы, это обойдется ему, исходя из вышеуказанных цен, в лишние $660 млн ежегодно.

 

«В связи с тем, как настойчиво Белоруссия просит у России дешевую нефть и дешевый газ, возникают серьезные сомнения в том, что белорусский бюджет способен взять на себя лишние траты, — делает вывод Симонов. — Так что, скорее всего, в следующем году все будет так же, как и в текущем: Белоруссия будет закупать у Венесуэлы незначительные объемы, но при этом выступать с громкими заявлениями о снижении зависимости от России».
 

 

Автор: Дарья Исполнова

Источник: Газета.ru, 12.11.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики