Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Suddeutsche Zeitung: Украина хочет стать альтернативой «Северному потоку – 2»

Suddeutsche Zeitung: Украина хочет стать альтернативой «Северному потоку – 2»

Украинская ГТС является альтернативой «Северному потоку – 2» только формально, отметил в комментарии ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, добавив, что экономически и технологически разница между проектами составляет десятилетия. 

 

«Оператор ГТС Украины» лоббирует свои возможности

Издание Suddeutsche Zeitung сообщило о заявлении главы «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона германскому пресс-агентству в Киеве.

Макогон утверждает, что украинский газотранспортный маршрут ни разу не останавливался по техническим причинам, а прекращения поставок в 2006 и 2009 годах были сделаны Россией по политическим причинам.

Опасения у Макогона вызывает тот факт, что транзит газа через Украину в 2021 году сократился на 30% по сравнению с 2020 годом и на 45% по сравнению с 2019 годом. В текущем году «Газпром» транзитировал через украинскую ГТС 40 млрд кубов газа.

«Газпром» выполняет обязательства по контракту 2014 года и исправно платит за транзит 109,3 млн кубов в день, однако во второй половине года не бронирует дополнительных мощностей и не выбирает полностью транзитную квоту. 

 

Это привело к тому, что украинский маршрут иссушается, а Киев теряет транзитные доходы. «Газпром» ведет курс на сокращение транзита через Украину, что грозит Киеву последствиями. Макогон утверждает, что в случае прекращения транзита Киеву придется повысить тарифы на газ внутри страны в пять раз и переформатировать маршруты поставки сырья на внутренний рынок.

«У нас имеются расходы, мы не можем покрыть их за счет украинских потребителей», – заявил Макогон.

С 2014 года тарифы на Украине выросли не менее, чем в 14 раз, причем произошло это не из-за сокращения российского транзита, а по требованию МВФ, но если сырья «Газпрома» не будет в украинской трубе, то ситуация для Киева станет очень тяжелой.

Украине придется модернизировать мощности под новые условия или отключать от газа целые регионы. Интересно, что даже в такой ситуации Макогон называет украинскую ГТС альтернативой «Северному потоку – 2», способной поставлять на 100 млрд кубов газа в год больше.

Однако непонятно, как можно сравнивать новейший газопровод и инфраструктуру, построенную в восьмидесятые годы XX века и с тех пор почти не обновлявшуюся. Особенно странно видеть ретрансляцию таких взглядов со стороны помешанных на экологии немцев. 

 

Украина проигрывает конкуренцию «Северному потоку – 2»

«Многое зависит от критериев для сравнения. Если под ними понимается тот факт, что “Северный поток – 2” и украинская ГТС предназначены для транспортировки российского газа с востока на запад, то они действительно похожи», – заключает Митрахович.

У украинцев есть даже преимущество: «Северный поток – 2» рассчитан на транзит 55 млрд кубометров газа в год, а украинская ГТС – на почти 200 млрд кубометров, но есть и экономические критерии. Транзит газа через Украину в ФРГ выходит намного дороже.

Транспортное плечо через Украину длиннее, а инфраструктура давно вышла за предельные сроки эксплуатации.

«Не надо забывать и про заинтересованность поставщика – Россия сделала ставку на “Северный поток – 2”, и это право “Газпрома”. Есть и разница в уровне технологий: здесь “Северный поток – 2” на десятки лет впереди “украинской альтернативы”. Трубы новее, усталости металла нет, поэтому чисто теоретически конкуренция существует, но Украина ее проигрывает», – констатирует Митрахович

 

Показательны объемы транзита газа: несколько лет назад поставки через Украину были на уровне в 80–90 млрд кубов, а сегодня снизились до 40 млрд кубов. Произошло это благодаря запуску «Турецкого потока» и сокращению закупок газа в ЕС во второй половине 2021 года.

Экономически украинская ГТС значительно слабее «Северного потока – 1», «Северного потока – 2» и «Турецкого потока», в этом нет сомнений даже у самых закостенелых критиков российских газовых проектов в Европе, поэтому проблема сводится к политике.

Украину используют как средство давления на РФ, поэтому идет лоббирование переподписания контракта 2019 года, но транзитный лимит в 40 млрд кубов слишком большой для «Газпрома», и компания не согласится на такие условия.

«Обстоятельства могут меняться – еще три года до окончания контракта 2019 года, украинцы хотят, чтобы им сегодня дали гарантии, но никто этого делать не будет. Ситуация до 2024 года может кардинально поменяться», – резюмирует Митрахович

 

Проблема упирается не в политику, а в объемы потребления газа в Европе и европейский энергобаланс. Как можно требовать от РФ обязательств по транзиту газа после 2024 года, если у «Газпрома» нет гарантированных контрактов на поставку сырья?

Европа находится на перепутье как по вопросу объемов потребления российского газа, так и по контрактным условиям работы с «Газпромом». Пока эти проблемы не будут обговорены, никто не станет обсуждать перспективы украинского транзита.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 23.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики