Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Вместимость 34 танкеров — 4 млрд кубов. Дефицит газа в Европе — в 8-9 раз больше»

«Вместимость 34 танкеров — 4 млрд кубов. Дефицит газа в Европе — в 8-9 раз больше»

Эксперты объснили бессмысленность разворота танкеров с СПГ из Азии в Европу

Отправка 34 танкеров с американским СПГ продолжит тренд на снижение газовых котировок в Европе — вплоть до возвращения к отметке $1 тыс. за тысячу кубов. Однако эта тенденция не будет носить длительного характера, предупреждают эксперты. Долгосрочные контракты «Газпрома» из-за спотовой привязки уже в начале 2022 года «впитают» в себя осенний рост биржевых цен на газ, подтолкнув европейцев к переходу на краткосрочную систему соглашений, считают специалисты. 

Долгожданная помощь США?

После прохождения пиков осеннего энергокризиса в Азии Соединенные Штаты отправили в европейские терминалы в общей сложности 20 танкеров со сжиженным природным газом (СПГ). Еще 14 судов ожидают сигнала для отправления в ближайшее время.

В течение следующих недель европейцы наконец смогут получить дополнительные объемы топлива, в которых они нуждались на протяжении последних месяцев. На фоне увеличения уровней отбора газа из подземных хранилищ и высоких биржевых цен СПГ был во многом последним инструментом для ЕС по охлаждению рыночной паники в разгар отопительного сезона.

Американский СПГ — не помощник ЕС

Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты считают, что прибытие в европейские терминалы американского СПГ поможет снизить газовые котировки до $1 тыс. за тысячу кубометров — и даже ниже. Однако ожидать долгосрочного тренда на уменьшение стоимости природного топлива не стоит, ведь фьючерсный рынок ЕС является очень изменчивой площадкой.

По словам директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Громова, падение биржевых цен сейчас во многом обусловлено позитивными погодными прогнозами в европейских странах. На фоне относительно теплого декабря упала и потребность стран ЕС в российском газе.

«Отправка американского СПГ в европейские терминалы — важный сигнал для биржевых спекулянтов. Он означает, что рисков дефицита топлива в ближайшие две-три недели не будет. Кроме того, в ближайшие 10 дней в Европе ожидается резкое потепление. Например, в Брюсселе и Берлине в начале 2022 года будет до +10-15С», — подчеркнул Громов.

Старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что несмотря на внушительный объем транзита СПГ, американский газ вряд ли поможет окончательно преодолеть топливный дефицит.

«Вместимость одного танкера СПГ составляет в среднем до 200 тыс. кубометров. 34 танкера — это примерно 6-7 млн кубов (если переводить из жидкого в газообразное состояние, около 3-4 млрд кубометров — «Газета.Ru»). В то же время перед стартом отопительного сезона в европейских ПХГ было только 78 млрд кубов из 104 млрд возможных. То есть дефицит составлял примерно 26 млрд кубов, это в 8-9 раз больше отправленного танкерами объема», — объяснил аналитик.

Географическая ловушка Украины

Наиболее современной инфраструктурой для приема американского СПГ обладают прежде всего страны Пиренейского региона — Португалия, Испания и Италия. Однако собственные терминалы также есть и у Польши, и у стран Прибалтики. Та же Варшава, с большой долей вероятности, закупит большие объемы сжиженного природного газа, считают эксперты.

По словам Громова, часть танкерных грузов отправится в терминал польского порта Свиноуйсце. Единственным же крупным энергетическим игроком в ЕС, у которого нет возможности напрямую перегонять американское топливо, является Германия, однако на помощь ФРГ должна прийти соседняя Бельгия. В этом плане наиболее сложная ситуация с приемом СПГ сейчас сложилась на Украине.

«Киев вынужден платить по $1-2 тыс. за тысячу кубов сжиженного топлива. Кроме того, до сих пор не реализованы планы правительства Януковича и Азарова по строительству терминала СПГ в Одессе. Тогда правительство даже договорилось с якобы представителем испанской компании Repsol, который впоследствии оказался современным Остапом Бендером. Получив деньги от Киева за консультации, он попросту испарился», — отметил Митрахович.

Государству еще удается в какой-то мере сдерживать внутренние тарифы на газ — физические лица платят 8 гривен (чуть больше 21 рубля) за кубометр. Однако уже в мае 2022 года эти показатели могут пересмотреть в сторону увеличения. В то же время на украинской бирже ценник уже достиг 60 гривен за кубометр, что ставит под угрозу перспективы химической и металлургической промышленности Украины.

Сейчас единственной возможностью для Киева получать регазифицированный СПГ является реверсная система поставок из Польши, подчеркнул Громов. Однако стоимость такого транзита привязана к споту, что сводит все преимущества маршрута на нет. По этой причине Украина и дальше продолжит зависеть от транзитных поставок российского топлива.

«Киев оказался в географической ловушке. Все страны черноморского бассейна, включая Украину и Турцию, можно назвать главными проигравшими в борьбе за американский СПГ.

В регионе существует огромная проблема Босфорского пролива, ширина которого не позволяет классическим супертанкерам входить в местную акваторию. Поэтому Анкара строит терминалы СПГ исключительно на средиземноморском побережье», — заключил Громов.

Угроза для «Газпрома» и новый раунд борьбы за СПГ

Споры вокруг необходимости сокращения зависимости Европы от поставок российского газа привели к тому, что Еврокомиссия призвала полностью отказаться от долгосрочных контрактов после 2049 года. Однако еще до наступления критической даты средняя стоимость длительных соглашений «Газпрома» с европейскими партнерами претерпит существенные изменения, считают эксперты.

По словам Громова, это обусловлено увеличением доли долгосрочных контрактов со спотовой привязкой (цена на газ для получателя зависит не от стоимости нефти, а от текущих биржевых котировок — «Газета.Ru») согласно нормам европейского энергетического законодательства. Уже сейчас соотношение спота и нефтяной привязки изменилось в пользу зависимости соглашений от биржи.

«Долгосрочные контракты «Газпрома» уже в начале 2022 года станут невыгодны европейцам. В действующих договорах сейчас достаточно высокий процент привязки цен к фьючерсам на один-три месяца вперед. Это значит, что уже в январе-феврале 2022 года российский газ будет впитывать резкий рост цен, который сложился на биржах ЕС в октябре-ноябре 2021-го», — подчеркнул Громов.

Именно по этой причине, отметил он, газопровод «Ямал-Европа» сейчас вынужденно простаивает из-за отсутствия спроса со стороны европейских покупателей. На фоне негативных ожиданий по росту цен на газ по долгосрочным контрактам европейцам нет особой необходимости брать топливо сверх взятых на себя обязательств – гораздо проще приобрести американский СПГ.

Однако, по мнению Митраховича, тренд на сжиженный природный газ вполне может завершится в Европе уже в ближайшие месяцы. Дело в том, что объемы предложения СПГ на мировом рынке сейчас находятся на относительно низких уровнях, чему примером может послужить недавний скандал, произошедший в Пакистане.

«Китай более-менее удовлетворил свои энергетические аппетиты, а вот Пакистан, напротив, столкнулся с множеством блэк-аутов. У Исламабада долгосрочный контракт на поставку СПГ с одним из крупнейших мировых трейдеров — компанией Gunvor, который уже предупредил контрагентов, что не выполнит обязательств из-за банальной нехватки топлива у сингапурского подразделения фирмы», — резюмировал Митрахович.

Как подчеркнул эксперт, это означает, что уже в ближайшие месяцы между Европой и Азией может начаться новый раунд борьбы за СПГ. При этом растущий спрос со стороны Пакистана и других соседних стран может перевесить чашу весов в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона, что неизбежно спровоцирует очередной рост биржевых газовых котировок ЕС выше $1-1,2 за тысячу кубов.

Автор: Анатолий Акулов

Источник: Газета.Ru, 28.12.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики