Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый бензиновый демпфер должен придушить цены на бензин

Новый бензиновый демпфер должен придушить цены на бензин

Правительство выплатило нефтяникам из бюджета более 600 миллиардов рублей

Цена литра бензина в РФ продолжает расти, преодолев отметку в 50 руб. за литр. Власти успокаивают, что рост цен на бензоколонках идет в рамках общей инфляции. Однако если в магазинах можно выбрать товар подешевле или попасть на скидку, то на АЗС такой опции не предусмотрено: бери за сколько предлагают или иди пешком. Наши чиновники уверены, что удержат бензиновые цены под контролем. В том числе и с помощью так называемого демпферного механизма, выплачивая из бюджета миллиарды рублей нефтяным компаниям за разницу между внутренними и экспортными ценами.

Министерство финансов рассчитывает, что законопроект о корректировке топливного демпфера будет принят в весеннюю парламентскую сессию, если правительство одобрит их совместные с Минэнерго предложения, сообщил статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов. Он уточнил, что планируемая дата индексации условной цены топлива – 1 июля.

Демпферный механизм применяют с начала 2019 года. Его суть заключается в том, что если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

Последний раз этот механизм подправляли в мае прошлого года. Министр энергетики Николай Шульгинов объяснял, что благодаря этому удастся удержать рост цен на заправках в пределах годовой инфляции, сохранив, с одной стороны, доступность для населения социально важного продукта, а с другой – нормальную доходность топливного бизнеса.

«Мы сейчас с Минэнерго прорабатываем окончательные параметры корректировки демпфера. Задним числом корректировки демпфера не будет, потому что будут выпадающие доходы бюджета – мы это планируем на будущее», – сказал Сазанов. Ранее ожидалось, что корректировки заработают с января 2022 года. Само внесение законопроекта с поправками ожидалось на прошлой неделе. «Сейчас по уровню компенсации скорее всего это будет 50% через НДПИ и 50 ФНБ», – пояснял Сазанов, как правительство собирается замещать выпадающие доходы бюджета от корректировки демпфера.

Ранее вице-премьер Александр Новак рассказывал, что для сглаживания ценовой ситуации на рынке топлива кабмин планирует индикативную цену, с которой сравнивается экспортный паритет, проиндексировать не на 5,5%, как сейчас заложено в Налоговом кодексе, а на 3%. Кроме того, планировалось повысить уровень компенсации – с 68 до 83% от разницы между экспортной ценой (нетбэк) и индикативной ценой на бензин в демпфере.

Средние потребительские цены на бензин в России к середине января достигли 50,45 руб. за литр, сообщил Росстат. В 2021 году они выросли на 8,84%, чуть превысив темпы общей инфляции, которая составила 8,39%. Новак отмечал, что, по данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК и Федеральной антимонопольной службы, отслеживающих значительно большее количество АЗС, цены на АИ-92 с начала года по 24 декабря выросли на 7,8%, на АИ-95 на – 7,6%.

В 2020 году рост был на 2,5% против индекса потребительских цен на уровне 4,9%. И этот факт власти приписывают демпферу. Если бы не демпфер и другие меры властей, цена топлива на АЗС была бы на 15 руб. выше, говорил в ноябре Шульгинов.

На 14 января 2022 года инфляция в РФ продолжила рост, составив в годовом исчислении примерно 8,62%. При этом ЦБ сохраняет свой прогноз по инфляции на 2022 год в интервале 4–4,5%, а правительство держится за прогноз в 4%. Значит, когда чиновники от топлива говорят, что цель демпфера – держать цену на бензин в пределах инфляции, они тоже надеются, что бензин вырастет не выше чем на 4,5%.

Демпфер стоит бюджету немалых денег. В 2021–2023 годах дополнительно бюджет потеряет от демпфера 52,4 млрд руб. (из них в 2022 году – 9,1 млрд руб., в 2023 году – 37,3 млрд), говорилось в материалах к проекту бюджета РФ на 2021–2023 годы. Кстати, в марте 2020 года бюджет впервые заработал на этом механизме сдерживания цен на бензин и дизель, тогда российские нефтяники заплатили свыше 10,5 млрд руб. из-за низких цен на нефть. Всего по итогам 2020 года они выплатили в бюджет около 350–400 млрд руб., рассказывал Сазанов. Сегодня, однако, нефть держится на уровнях выше 80 долл. за баррель, и раскошеливаться приходится бюджету. Однако лишние десятки миллиардов – возможно, после событий в Казахстане – являются не главным тормозом при принятии решений, которые влияют на ценники на АЗС.

В настоящее время Минфин и Минэнерго ведут совместную работу в части внесения изменений в топливный демпфер в максимально короткий срок, подтвердили «НГ» в пресс-службе Минэнерго.

В случае с ценами на бензин надо понимать, что в этой сфере не может быть решения, которое удовлетворит всех, объясняет ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович: «Платить должны или конечные потребители, или компании, производящие и торгующие топливом, либо бюджет. Коррекция демпфера в пользу компаний – это не «бесплатное удовольствие» для общества, это потери бюджета, которые в результате скажутся на все тех же конечных потребителях, заинтересованных не только в относительно недорогом топливе, но и в том, чтобы компании не экономили на качестве этого топлива, и в том, чтобы бюджет финансировал строительство дорог, выплату пенсий, содержание армии и т.д.».

Удовлетворить всех сразу в этом многоугольнике заинтересованных сторон невозможно, говорит эксперт, отсюда и постоянная перенастройка не только демпфера, но и всей налоговой системы (НДПИ, НДД, акцизов, обратных акцизов). «Поэтому если в 2021 году компании по демпферу получили 650 млрд руб. выплат, то сколько они получат в 2022 году или позже, сказать трудно, это будет зависеть от всей совокупности обстоятельств, начиная от цен на нефть и курса доллара и заканчивая уровнем социального недовольства ценами на топливо, которые покажут соцопросы. Как стало ясно из недавней казахстанской истории, соцопросы относительно общественных настроений по топливу могут иметь по итогу значение не меньше, а больше, чем изначальные экономические расчеты», – отмечает Митрахович.

Директор Фонда энергетического развития, член Общественного совета при Минэнерго Сергей Пикин уверен, что демпфер – действенный механизм сдерживания цен. «Без него цена давно бы была выше 60 руб. В 2021 году задача механизма по удержанию цены на уровне общей потребительской инфляции в принципе выполнена, если исходить из данных не Росстата, а ЦДУ», – говорит эксперт.

«В 2021 году механизм демпфера уже менялся, чтобы стимулировать производителей оставлять больше топлива на внутреннем рынке, новые изменения служат той же цели, – продолжает Пикин. – Кроме того, планируется увеличить нормативы продаж топлива на бирже, что также отвечает задаче сохранения достаточного количества товара на внутреннем рынке».

По мнению эксперта, гибкости изменений механизма достаточно, чтобы адекватно реагировать на изменение цен на топливо. «В 2020 и 2019 годах цены на топливо в РФ росли очень медленно, сейчас правительство старается подстроить демпфер так, чтобы рост составил не больше запланированной общей инфляции. На мой взгляд, никакой необходимости делать этот механизм «еще более гибким» под якобы влиянием событий в Казахстане нет. Все-таки в Казахстане основной причиной волнений были другие внутренние базовые события, а не рост цен на топливо», – говорит Пикин.

Ни в одной стране мира нет ничего похожего на наш демпфер, который является объектом насмешек экономистов из разных стран. Этот механизм – наш позор, - сказал «НГ» генеральный директор «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников, член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ Рустам Танкаев. «Суть механизма в том, что деньги сначала у компаний отбирают, а потом возвращают. Он очень запутанный, чтобы провести точные расчеты, нужно писать чуть ли не тома исследований. Механизм создает возможности для существования параллельного бюджета. Это опасная конструкция, которая создает лазейки для коррупции. Цена на топливо во всем мире это очень чувствительный вопрос, но никто не решает ее через демпферы, через систему преференций. Нужно балансировать бюджет, а не систему преференций», - отмечает эксперт.

«Прошедшие в 2021 году (в январе и мае) индексации ценового демпфера успешно сдерживали цену на бензин на уровне инфляции, поэтому велика вероятность, что цена на бензин и дальше будет достаточно стабильной и подниматься вместе с инфляцией 2022 года, - сказал «НГ» исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК "УНИВЕР Капитал" Артем Тузов. – По дизелю тоже применяется ценовой демпфер, но с другой формулой расчета, которая видимо и повлияла на увеличение стоимости. На СУГ (сжиженные углеводородные газы) демпфер не вводили и производители на фоне роста мировых цен на энергоресурсы стали поднимать стоимость. Тут без вмешательства Минэнерго ситуация не улучшится, поскольку, несмотря на конкуренцию с бензином, производителям СУГ может быть выгоднее продажа на экспорт».

Цены на топливо можно снизить отказавшись от избыточных налогов, считает Танкаев. «Доля налогов в конечной цене бензина достигает 75%, при том, что себестоимость нефти у нас просто ничтожна, а прибыль нефтяников составляет 2% с литра, - говорит эксперт. - Цену на бензин формируют, по-сути, только аппетиты правительства».

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 23.01.2022


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики