Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Идите, суда: Россия расширит присутствие на Северном морском пути

Идите, суда: Россия расширит присутствие на Северном морском пути

Во сколько обойдется новый проект «Роснефти»

Россия может расширить свой флот Северного морского пути. К 2027 году «Роснефть» построит на судостроительном комплексе (ССК) «Звезда» 10 нефтеналивных танкеров Arc-7. Первый из них будет готов уже в 2024-м. Об этом «Известиям» рассказали в «Роснефти». Строительство таких судов значительно расширит присутствие России в северном регионе, указали эксперты. Аналитики отметили, что новые суда смогут обеспечить круглогодичный вывоз нефти, добываемой в рамках «Восток Ойл», и повысят привлекательность Северного морского пути. Один такой танкер может обойтись в $350 млн, но, по мнению специалистов, масштабное производство позволит сократить их стоимость.

Сверхсовременный кластер

К 2027 году «Роснефть» построит на ССК «Звезда» (создается консорциумом инвесторов во главе с компанией по поручению президента России Владимира Путина) 10 нефтеналивных танкеров Arc-7. Об этом «Известиям» рассказали в «Роснефти». В компании сообщили, что первое судно будет готово уже в 2024 году, еще два будут построены в 2025-м, три — в 2026-м и четыре — в 2027-м.

— Cегодня мы не просто с нуля создаем сверхсовременный судостроительный кластер, не имеющий аналогов в России, мы находимся у истоков создания абсолютно новой для нашей страны отрасли промышленности — крупнотоннажного гражданского судостроения. Безусловно, это и интеллектуальный, и технологический вызов, и целый ряд задач мы вынуждены решать с колес, — заявил «Известиям» вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин.

О том, что «Звезда» рассчитывает подписать контракты на строительство 10 танкеров для проекта «Восток Ойл», ранее сообщал замгендиректора ССК Константин Глобенко. Речь о танкерах-челноках дедвейтом 120 тыс. т, уточнял он.

Строительство танкеров позволит увеличить перевозку углеводородов по Северному морскому пути, а значит, и их добычу в северном регионе страны, что приведет к ускорению экономического развития ряда субъектов России, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Также такой проект обеспечит заказами многие российские предприятия — от металлургов до химиков, от изготовителей кабелей до радиоэлектронной промышленности, добавил он. В итоге собственное производство танкеров обеспечит развитие компетенций отечественных судостроителей и подтвердит статус страны как технологически развитой державы, добавил он.

Впрочем, по мнению замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, одна из основных задач строительства судов — развитие необходимых транспортных мощностей, которые обеспечат круглогодичный вывоз нефти, добываемой в рамках «Восток Ойл». Как писали «Известия», кластер «Роснефти» на базе месторождений в Красноярском крае к 2030-му может обеспечить добычу в 100 млн т нефти в год. Реализацией «Восток Ойл» компания планирует в том числе внести вклад в развитие Северного морского пути, ежегодный грузопоток которого, согласно федеральному проекту, должен достичь 80 млн т к 2024-му.

Правительство в последние годы приняло ряд стратегических документов по развитию северных территорий страны, отметили в Минэнерго. В интересах их целей ведущие компании активно развивают ряд амбициозных проектов по добыче нефти и по добыче и переработке в СПГ природного газа, в том числе ведут импортозамещение в части морского транспорта, буровой техники и техники для сейсморазведки на базе ССК «Звезда», заключили в министерстве.

«Известия» направили запрос в Минтранс.

Большие перспективы

Сейчас на ССК «Звезда» уже идет строительство танкеров ледового класса Arc-7 для перевозки сжиженного природного газа. Контракт на 15 судов комплекс заключил с компаниями группы ВЭБ.РФ. Танкеры предназначены для транспортировки сырья в сложных климатических условиях Северного морского пути.

— Сейчас суда для перевозки углеводородов такого класса есть только у проекта «Ямал СПГ», где основным акционером является НОВАТЭК. Для этого проекта было построено 15 газовозов класса Arc-7 в Южной Корее. Для второго СПГ-завода НОВАТЭК, «Арктик СПГ-2», заказ размещен на «Звезде», — отметил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Длина такого судна составляет 300 м, а ширина — более 48 м, оно может преодолевать лед толщиной более 2 м. Суда способны проходить по Северному морскому пути без ледокольного сопровождения большую часть года, кроме периода с декабря по май, добавил специалист.

Танкеры-газовозы в РФ строят впервые и многие годы их заказывали за рубежом, отметили в «Роснефти». Производство таких бортов — один из наиболее технологически сложных процессов в мировом судостроении, говорится в материалах компании.

— Если в советское время военные верфи были конкурентоспособны, то гражданское судостроение не дотягивало до общемировых стандартов — крупная сложная морская техника закупалась за границей. Не имея собственных наработок таких масштабов, мы ориентировались на опыт лидеров рынка — южнокорейских корабелов, — сказал Андрей Шишкин.

Топ-менеджер подчеркнул, что сегодня доля корейских производителей на рынке наиболее дорогих и высокотехнологичных судов составляет около 50%. Но ССК «Звезда» уверенно выходит на этот рынок и в дальнейшем по мере достройки верфи производственные мощности будут только расти, а время между спуском на воду и ходовыми испытаниями — сокращаться, отметил Андрей Шишкин.

Создание «Звезды» началось в 2015 году. Поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса должен завершиться к концу 2024 года. На «Звезде» уже работает более 4,5 тыс. человек, а к моменту ввода всех объектов в эксплуатацию это число превысит 7,5 тыс. человек, уточнил Андрей Шишкин.

Строительство новых танкеров «Роснефти» позволит эффективно реализовать амбициозные планы России по развитию Дальнего Востока и усилить отечественный флот, считает директор по внешним связям компании BitRiver Андрей Лобода.

Производство первой партии танкеров, вероятно, обойдется приблизительно в $350 млн за каждый, оценил Андрей Лобода. Но высокая загрузка производства и его локализация вполне могут привести к снижению цен через два-три года работы, считает он. С учетом значительного роста спроса на энергоресурсы со стороны потребителей в Юго-Восточной Азии и на других рынках инвестиции в проект выглядят очень привлекательными, заключил аналитик.

Автор: Валерий Воронов

Источник: Известия, 25.01.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики