Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Старт «Силе Сибири — 2» могут дать на Олимпиаде

Старт «Силе Сибири — 2» могут дать на Олимпиаде

Вопросы по новому российскому газопроводу в Поднебесную, с высокой долей вероятности, будут решены во время приуроченного к открытию Зимних Олимпийских игр визита Владимира Путина в Пекин, та как Китай остро нуждается в газе.

ПАО «Газпром» на днях официально объявил об установлении суточного рекорда по поставкам газа в Китай. В тоже время глава естественной монополии Алексей Милер и вице-премьер Монголии Сайнбуянгийн Амарсайхан подписали двусторонний протокол результатов технико-экономического обоснования проекта газопровода «Союз Восток», который станет продолжением российского газопровода «Сила Сибири 2».

Кроме того, накануне посол России в КНР Андрей Денисов заявил о том, что переговоры Москвы и Пекина о новом проекта поставок голубого топлива в Поднебесную с Дальнего Востока и Сахалина находятся «в крайне высокой степени готовности». Все это свидетельствует, что проект «Сила Сибири 2» в самое ближайшее время ждет команды «на старт».

Альтернативы российскому газу у Китая нет

Первые в истории трубопроводные поставки газа из России в Китай началась 2 декабря 2019 года. Спустя 5 лет после заключения феноменального по своим срокам соглашения на 30 лет между «Газпромом» и CNPC, голубое топливо потекло на Восток. На сегодня в работу запущен только первый участок «Силы Сибири», идущий от Чаяндинского месторождения.

На максимальную проектную мощность в 33 млрд кубических метров в год «Сила Сибири» должна выйти к 2025 году. Однако Поднебесная жаждет газа уже сейчас. И перспектива увеличения поставок до 44 млрд кубометров газа в год, кажется, уже не покроет ее растущие аппетиты.

Руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев напомнил: несмотря на все неблагоприятные прогнозы аналитиков, Пекин доказал, что способен развивать экономику даже в ситуации пандемии. Так, согласно данным Государственного статистического управления КНР, экономический рост Китая за прошедший год составил 8,1%, что стало самым высоким показателем за последние 10 лет.

«Очевидно, если идет рост экономики и предприятий, то стране необходимы энергоносители. Мы помним, как в прошлом году СМИ активно обсуждали их нехватку в Китае. Ситуация действительно была уникальная: вставали предприятия, отключали даже светофоры», заметил Андрей Карнеев.

Жажда газа, по ироничному замечанию Корнеева, «хитрым и предприимчивым Китаем часто скрывается». Это было очевидно и на фоне длительных ценовых переговоров по «Силе Сибири». Но газовый аппетит рассекречивается простыми цифрами. Согласно данным Главного таможенного управления Китая, только за первое полугодие 2021 года объем потребления природного газа в Китае вырос на 15,5%, а объем импорта на 23,8%.

Соответственно, Пекин не может быть не заинтересован во втором газопроводе из России. Тем более, что альтернативы российскому газу становятся все более призрачными. «Стойкими оловянными солдатиками» на энергетическом рынке Китая остаются Туркмения и Казахстан. Другие же поставщики, заметил, комментируя «Эксперту» ситуацию ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, вызывают все больше вопросов.

«Поставки из Центральной Азии и Мьянмы существуют, но они ограничены. Узбекистан заявил, что в скором времени прекратит поставки газа и будет направлять только продукты его переработки. Так что, российский газ китайцам просто необходим», констатировал он.

Минус на минус дает плюс

В декабре 2021 года Владимир Путин и Си Цзиньпин уже обсудили возможность реализации «Силы Сибири 2». Итоговая мощность газопровода внушительная 50 млрд кубометров газа в год. Однако перед сторонами стоит целый ряд даже более важных вопросов, чем имевшиеся при планировании первого проекта.

«Требуется серьезная проработка самого маршрута, потому что данный газопровод будет проходить по территориям, где практически нет никакой инфраструктуры. Для такого проекта нужна уверенность, что он будет окупаем», заявил «Эксперту» директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

На данный момент предполагаемый газопровод будет поставлять газ в Северный Китай, в регион, где потребности в топливе высоки, а конкуренция минимальна. Однако выбор такого маршрута рождает еще один минус, заметил Станислав Митрахович.

«Газ придется вести через Монголию. Практика показала, что с транзитными странами бывают сложности. Кроме того, Монголия страна – которая находится под контролем Пекина. И если Китай захочет выдвинуть новые требования, он сможет сделать это руками Монголии. Например, потребовать изменения стоимости транзита», рассказал эксперт.

Впрочем, минус на минус дает плюс. По словам экспертов, «Сила Сибири-2» не только позволит газифицировать отдаленные районы России, но и поучаствовать в газификации Монголии, которая на данный момент не обладает необходимой инфраструктурой. А новые страны и регионы это новые денежные поступления.

Кроме того, «Сила Сибири 2» позволит забрать газ с «уренгойского» узла и переориентировать поставки из той ресурсной базы, которая предназначалась для Европы, если ей российский газ опять «разонравится».

 

Очевидно, проект нужен и России, и Китаю. Финальное обсуждение, скорее всего, произойдет во время визита Владимира Путина на Зимние Олимпийские игры в Пекине.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Expert.ru, 26.01.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики