Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: Надо вычислять цену газа для промпотребителей Украины по формуле net back

Симонов: Надо вычислять цену газа для промпотребителей Украины по формуле net back

В ходе дискуссии российских и украинских экспертов по вопросам энергетического сотрудничества между Россией и Украиной в рамках видеомоста, организованного РИА «Новости», выяснилось, что между Россией и Украиной существует противоречие и даже конфликт интересов в энергетической сфере, — сообщает корреспондент Oilru.com.

В какой-то мере это даже сказалось на общей тональности дискуссии, что дало повод одному из присутствующих журналистов иронично «поблагодарить» экспертов «за создание атмосферы одесского Привоза в столь уважаемой аудитории».

Особенно емко сформулировал интересы украинской стороны директор киевского института управления им. Горшенина Владислав Фесенко. Во-первых, Украина требует, не просто изменения цены на газ, но изменения ценовой формулы. Во-вторых, Киев желает гарантий приемлемых для Украины объемов транзита газа. И в третьих, Украина видит СП с участием «Газпрома», «Нафтогаза» и, возможно, третьей стороны как объединение не только транспортной инфраструктуры, но также финансовых и прочих, в том числе добывающих активов. Это, по словам В.Фесенко, потребует некоторого времени, в частности, для оценки предлагаемых Россией в качестве вклада в СП астраханских газовых месторождений.

Участвовавший в дискуссии независимый украинский эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут заметил, что Украина не может согласиться на предложенную в апреле текущего года российским премьером Владимиром Путиным формулу слияния «Газпрома» и «Нафтогаза», поскольку Киев должен вскоре ратифицировать договор о присоединении к Европейскому энергетическому сообществу, что потребует от Украины применения ряда правовых норм ЕС в области энергетики. В частности, эти нормы предусматривают разделение контроля над различными сегментами газовой сферы. В контексте российско-украинских газовых отеношений, это означает следующее — «Газпром» как компания-поставщик газа не сможет одновременно осуществлять ключевую функцию по контролю газотранспортной системы Украины.

Реплики г-на Нарбута в ходе дискуссии отличались особенной критичностью в адрес российской стороны и конкретно «Газпрома». Александр Нарбут постоянно повторял, что вся нынешняя система взаимоотношений в газовой сфере, сложившаяся после соглашений 19 января 2009 года, выгодна исключительно «Газпрому», что российская монополия желает захватить такой лакомый и ценный актив, каким является ГТС Украины. Он также отметил, что капитализация «Газпрома» на сегодняшний момент составляет всего 125 млрд долларов, хотя российская сторона намеревалась довести ее до 1 трлн долларов. Причем эксперт подчеркнул, что из суммы реальной капитализации следует выделить 60 млрд долларов корпоративной задолженности. Украинский эксперт высказал мнение, что у «Газпрома» попросту нет средств на новые проекты, и потому он особый интерес проявляет к украинской ГТС как к уже действующему и рентабельному проекту.

Со своей стороны, российский эксперт, глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов признал, что Россия проявляет особый интерес к ГТС так как это — наиболее дешевая опция для экспорта российского газа на Запад и часть бывшей ГТС СССР, которая по определению нуждается в поддержке и контроле со стороны стран бывшего Союза. Он также согласился с мнением, что «Северный» и «Южный» потоки действительно реализуются как альтернатива украинскому транзиту. Предполагаемая мощность этих проектов (55 и 65 млрд кубометров в год соответственно) равна объемам ежегодного транзита через Украину 110 млрд кубометров). В случае решения вопроса по ГТС, отметил российский эксперт, Москва могла бы отказаться от строительства достаточно дорогостоящего «Южного потока», гарантировать Украине 110 млрд кубических метров газа ежегодно в качестве транзита, поменять нынешнюю формулу цены для промышленных потребителей, базирующуюся на высокой цене газового рынка Италии, на формулу net back (цена газа на границе с Германией минус транзит), а для населения — на цену газа как для «пятого газового региона России» (Белгородская область).

В целом, несмотря на достаточно острую дискуссию, ее участники как с российской, так и с украинской стороны пришли к необходимости компромисса в договоренностях по газу между двумя странами.

Автор: Валерий Емельянов

Источник: Нефть России, 29.11.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики