Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: Надо вычислять цену газа для промпотребителей Украины по формуле net back

Симонов: Надо вычислять цену газа для промпотребителей Украины по формуле net back

В ходе дискуссии российских и украинских экспертов по вопросам энергетического сотрудничества между Россией и Украиной в рамках видеомоста, организованного РИА «Новости», выяснилось, что между Россией и Украиной существует противоречие и даже конфликт интересов в энергетической сфере, — сообщает корреспондент Oilru.com.

В какой-то мере это даже сказалось на общей тональности дискуссии, что дало повод одному из присутствующих журналистов иронично «поблагодарить» экспертов «за создание атмосферы одесского Привоза в столь уважаемой аудитории».

Особенно емко сформулировал интересы украинской стороны директор киевского института управления им. Горшенина Владислав Фесенко. Во-первых, Украина требует, не просто изменения цены на газ, но изменения ценовой формулы. Во-вторых, Киев желает гарантий приемлемых для Украины объемов транзита газа. И в третьих, Украина видит СП с участием «Газпрома», «Нафтогаза» и, возможно, третьей стороны как объединение не только транспортной инфраструктуры, но также финансовых и прочих, в том числе добывающих активов. Это, по словам В.Фесенко, потребует некоторого времени, в частности, для оценки предлагаемых Россией в качестве вклада в СП астраханских газовых месторождений.

Участвовавший в дискуссии независимый украинский эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут заметил, что Украина не может согласиться на предложенную в апреле текущего года российским премьером Владимиром Путиным формулу слияния «Газпрома» и «Нафтогаза», поскольку Киев должен вскоре ратифицировать договор о присоединении к Европейскому энергетическому сообществу, что потребует от Украины применения ряда правовых норм ЕС в области энергетики. В частности, эти нормы предусматривают разделение контроля над различными сегментами газовой сферы. В контексте российско-украинских газовых отеношений, это означает следующее — «Газпром» как компания-поставщик газа не сможет одновременно осуществлять ключевую функцию по контролю газотранспортной системы Украины.

Реплики г-на Нарбута в ходе дискуссии отличались особенной критичностью в адрес российской стороны и конкретно «Газпрома». Александр Нарбут постоянно повторял, что вся нынешняя система взаимоотношений в газовой сфере, сложившаяся после соглашений 19 января 2009 года, выгодна исключительно «Газпрому», что российская монополия желает захватить такой лакомый и ценный актив, каким является ГТС Украины. Он также отметил, что капитализация «Газпрома» на сегодняшний момент составляет всего 125 млрд долларов, хотя российская сторона намеревалась довести ее до 1 трлн долларов. Причем эксперт подчеркнул, что из суммы реальной капитализации следует выделить 60 млрд долларов корпоративной задолженности. Украинский эксперт высказал мнение, что у «Газпрома» попросту нет средств на новые проекты, и потому он особый интерес проявляет к украинской ГТС как к уже действующему и рентабельному проекту.

Со своей стороны, российский эксперт, глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов признал, что Россия проявляет особый интерес к ГТС так как это — наиболее дешевая опция для экспорта российского газа на Запад и часть бывшей ГТС СССР, которая по определению нуждается в поддержке и контроле со стороны стран бывшего Союза. Он также согласился с мнением, что «Северный» и «Южный» потоки действительно реализуются как альтернатива украинскому транзиту. Предполагаемая мощность этих проектов (55 и 65 млрд кубометров в год соответственно) равна объемам ежегодного транзита через Украину 110 млрд кубометров). В случае решения вопроса по ГТС, отметил российский эксперт, Москва могла бы отказаться от строительства достаточно дорогостоящего «Южного потока», гарантировать Украине 110 млрд кубических метров газа ежегодно в качестве транзита, поменять нынешнюю формулу цены для промышленных потребителей, базирующуюся на высокой цене газового рынка Италии, на формулу net back (цена газа на границе с Германией минус транзит), а для населения — на цену газа как для «пятого газового региона России» (Белгородская область).

В целом, несмотря на достаточно острую дискуссию, ее участники как с российской, так и с украинской стороны пришли к необходимости компромисса в договоренностях по газу между двумя странами.

Автор: Валерий Емельянов

Источник: Нефть России, 29.11.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики