Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: Надо вычислять цену газа для промпотребителей Украины по формуле net back

Симонов: Надо вычислять цену газа для промпотребителей Украины по формуле net back

В ходе дискуссии российских и украинских экспертов по вопросам энергетического сотрудничества между Россией и Украиной в рамках видеомоста, организованного РИА «Новости», выяснилось, что между Россией и Украиной существует противоречие и даже конфликт интересов в энергетической сфере, — сообщает корреспондент Oilru.com.

В какой-то мере это даже сказалось на общей тональности дискуссии, что дало повод одному из присутствующих журналистов иронично «поблагодарить» экспертов «за создание атмосферы одесского Привоза в столь уважаемой аудитории».

Особенно емко сформулировал интересы украинской стороны директор киевского института управления им. Горшенина Владислав Фесенко. Во-первых, Украина требует, не просто изменения цены на газ, но изменения ценовой формулы. Во-вторых, Киев желает гарантий приемлемых для Украины объемов транзита газа. И в третьих, Украина видит СП с участием «Газпрома», «Нафтогаза» и, возможно, третьей стороны как объединение не только транспортной инфраструктуры, но также финансовых и прочих, в том числе добывающих активов. Это, по словам В.Фесенко, потребует некоторого времени, в частности, для оценки предлагаемых Россией в качестве вклада в СП астраханских газовых месторождений.

Участвовавший в дискуссии независимый украинский эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут заметил, что Украина не может согласиться на предложенную в апреле текущего года российским премьером Владимиром Путиным формулу слияния «Газпрома» и «Нафтогаза», поскольку Киев должен вскоре ратифицировать договор о присоединении к Европейскому энергетическому сообществу, что потребует от Украины применения ряда правовых норм ЕС в области энергетики. В частности, эти нормы предусматривают разделение контроля над различными сегментами газовой сферы. В контексте российско-украинских газовых отеношений, это означает следующее — «Газпром» как компания-поставщик газа не сможет одновременно осуществлять ключевую функцию по контролю газотранспортной системы Украины.

Реплики г-на Нарбута в ходе дискуссии отличались особенной критичностью в адрес российской стороны и конкретно «Газпрома». Александр Нарбут постоянно повторял, что вся нынешняя система взаимоотношений в газовой сфере, сложившаяся после соглашений 19 января 2009 года, выгодна исключительно «Газпрому», что российская монополия желает захватить такой лакомый и ценный актив, каким является ГТС Украины. Он также отметил, что капитализация «Газпрома» на сегодняшний момент составляет всего 125 млрд долларов, хотя российская сторона намеревалась довести ее до 1 трлн долларов. Причем эксперт подчеркнул, что из суммы реальной капитализации следует выделить 60 млрд долларов корпоративной задолженности. Украинский эксперт высказал мнение, что у «Газпрома» попросту нет средств на новые проекты, и потому он особый интерес проявляет к украинской ГТС как к уже действующему и рентабельному проекту.

Со своей стороны, российский эксперт, глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов признал, что Россия проявляет особый интерес к ГТС так как это — наиболее дешевая опция для экспорта российского газа на Запад и часть бывшей ГТС СССР, которая по определению нуждается в поддержке и контроле со стороны стран бывшего Союза. Он также согласился с мнением, что «Северный» и «Южный» потоки действительно реализуются как альтернатива украинскому транзиту. Предполагаемая мощность этих проектов (55 и 65 млрд кубометров в год соответственно) равна объемам ежегодного транзита через Украину 110 млрд кубометров). В случае решения вопроса по ГТС, отметил российский эксперт, Москва могла бы отказаться от строительства достаточно дорогостоящего «Южного потока», гарантировать Украине 110 млрд кубических метров газа ежегодно в качестве транзита, поменять нынешнюю формулу цены для промышленных потребителей, базирующуюся на высокой цене газового рынка Италии, на формулу net back (цена газа на границе с Германией минус транзит), а для населения — на цену газа как для «пятого газового региона России» (Белгородская область).

В целом, несмотря на достаточно острую дискуссию, ее участники как с российской, так и с украинской стороны пришли к необходимости компромисса в договоренностях по газу между двумя странами.

Автор: Валерий Емельянов

Источник: Нефть России, 29.11.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики