Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российско-польские отношения в энергетической сфере уже довольно сильно изменились

Российско-польские отношения в энергетической сфере уже довольно сильно изменились

Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности:

- Российско-польские отношения в энергетической сфере уже довольно сильно изменились, особенно после газового контракта, который был подписан «Газпромом» и польской компанией PGNiG. Конечно, остается еще много спорных моментов. Но польский кейс для нас любопытен и привлекателен.

Во-первых, через Польшу проецируется все проблемы в отношениях России и Европейского союза. Польша в течение 2009-2010 года была форпостом европейской политики по диверсификации поставок газа. Она должна была показать, как Европа будет избавляться от «ужасной» зависимости от России. Были экспертные статьи российских небезызвестных экспертов на тему «в Польше найдены источники избавления от России». Дописались до того, что наступит сланцевая революция – и Польше не нужен российский газ. Но оказалось, что чем ближе к октябрю – к окончанию контракта по газу – тем морозы крепче, а газа-то физически нет. Терминал строится, но объем его от 2,5 до 5 млрд кубометров и строят крайне медленно.

Я не удивлен, что подписан контракт, который увеличивает закупки российского газа. Как сказал один из экспертов еще до подписания контракта, когда появилась идея увеличить закупки с 7,5 до 10 млрд, 10 млрд – это, конечно, очень много, страшно много, но… не достаточно. Да, может быть, сланцы выстрелят через 10–15 лет или больше. А сейчас не успеют, а газ нужен уже сегодня.

Во-вторых, польский кейс любопытен еще по одной причине. Брюссель требует применить третий энергопакет к договору между польской PGNiG и «Газпромом». Суть его в том, что доступ к газопроводной инфраструктуре должен быть максимально либерализован, и собственник трубопровода должен быть отделен от продавцов и добытчиков газа. Евросоюз потирает руки и говорит: а давайте-ка, мы применим этот энергопакет к польскому участку газопровода Ямал-Европа. Для него это идеальная ситуация, потому что «Газпром» – на 50% собственник, грубо говоря, можно выкинуть «Газпром», забрать у него трубу и передать в независимому оператору. Но Польша сама оказалась не в восторге от этой идеи. И поэтому к этой трубе пока применили второй, а не третий энергопакет, который в Берлине Владимир Путин назвал «грабежом средь бела дня». Россия инвестировала деньги в эту трубу, как же быть теперь с защитой инвестора, о которой Евросоюз нам регулярно напоминает?! На что нам витиевато объясняют, что, мол, изменились условия.

Думаю, что правило третьего энергопакета к трубе все-таки будут применены. Но России это не страшно: на сегодня никакого другого газа, кроме российского, для этой трубы нет. По продленному контракту «Газпром» замещает все мощности трубы, какие есть. Рынок формально либерален: но если кто-то придет к оператору со свои газом, то выяснится, что весь объем уже законтрактирован, и мощностей нет. Так что в российско-польских отношениях России ничего не угрожает. Мы видим, что наоборот, по контракту мы увеличили нашу долю на польском рынке. Никто в Польше, кстати, никого не съел от того, что Россия увеличивает поставку. Многие умники заявляли, что Россия будет дороже спотового рынка на протяжении 10 лет. И уже на прошлой неделе российский газ был дешевле, чем на спотовом рынке. Наступили холода. И газа в Европе нет физически и поднять его неоткуда. Вот такая реальность.

Что касается третьего энергопакета, то считаю, что Россия должна настаивать на том, чтобы Брюссель был последователен – и эти правила применялись и к остальным газопроводным системам. Российский газ тоже должен иметь либеральный доступ к этой системе. Сейчас Европа уверена, что у нее какой-то профицит газа будет через 10 лет. Давайте обеспечим либеральный доступ к трубе, а через 5 лет посмотрим, появится ли в Польше сланцевый газ. И что делать, если он не появится? Европа же сама говорит, что нам не страшен серый волк. Главное, чтобы в Европе были честны в отношении либерализации трубы без всяких фокусов. А я уверен, что они обязательно начнутся. Поэтому нужна разумная российская политика. В Польше многие довольны договором и тем, что головную боль сняли. Ведь оказаться в ноябре без газа – это катастрофа.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 06.12.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики