Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за ноябрь 2010 г.

Топ-лист событий за ноябрь 2010 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за ноябрь 2010 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Правительство обнародовало схему приватизации компании «Роснефть»

    ФНЭБ давно уже говорит о том, что приватизация нефтегазовой промышленности является достаточно значимым трендом развития российских политики и экономики, поэтому для нас ничего сенсационного в планах продажи пусть и 51% акций компании «Роснефть» нет. Это устойчивый миф, что в стране идет национализация. На самом деле, уже давно идет приватизация, и то, что пакет «Роснефти» может уйти «правильным» инвесторам, ни для кого не является секретом. Вопрос в том, будут ли привлечены к этому иностранные партнеры. В случае с «Роснефтью» и с учетом любви Игоря Ивановича Сечина, председателя совета директоров компании, к китайцам - будут ли привлечены к этому китайские компании? Тот факт, что в схеме приватизации допускается идея обмена активами, показывает, что, видимо, определенная доля «Роснефти» будет продана непосредственно китайским товарищам, что будет означать дальнейшее укрепление связей между «Роснефтью» и Китаем.

  2. Создание СП России и Болгарии по строительству болгарского участка «Южного потока»

    Обычно сроки переносятся, а тут наоборот были сокращены, ведь официально соглашение о создании СП мы должны были подписать в конце первого квартала 2011 г. На Болгарию Россия сумела оказать достаточно сильное давление. Были задействованы все силы - и давление «через» Румынию, куда, как Россия намекала, может повернуть газопровод; был задействован и друг Сильвио, который находится в очень хороших отношениях с болгарским премьером; были вовлечены немецкие партнеры, которые выражают готовность подключиться к проекту. А все это нужно для того, чтобы «Южный поток» стал более-менее реальным проектом, чтобы предъявить это Украине, которая все еще думает на тему создания совместного предприятия. Впрочем, для того, чтобы Киеву думалось быстрее, лучше иметь в арсенале действующий проект.

  3. Решение украинского суда о возврате «Нафтогазом» газа РосУкрЭнерго

    Украина оказалась вынуждена признать решение Стокгольмского арбитража, и то, во что не верил «Нафтогаз», стало для него горькой реальностью. Придется возвращать 12 млрд кубов газа компании РосУкрЭнерго, которая, напомним, на 50% принадлежит Газпрому и на 50% принадлежит Фирташу с партнерами. Теперь «Нафтогаз» должен поднять из подземных хранилищ и отдать РосУкрЭнерго примерно 25% годового потребления газа в стране. Это чудовищная цифра, которая «Нафтогаз» может уничтожить. И тот факт, что потом «Газпром» подписал с «Нафтогазом» соглашение, регулирующее эту проблему, говорит о том, что Россия пошла на уступки Украине, не похоронив и не обанкротив «Нафтогаз». Естественно, в ответ следует ожидать скорого создания СП по управлению ГТС Украины. Это вопрос времени, согласования условий. Психологически украинская элита уже готова к этому, ей просто нужно найти аргументы для населения, которому 20 лет твердили, труба – это залог государственности Украины.

  4. Интернет-скандал вокруг коррупции в представительстве ВСТО

    С одной стороны, ничего сенсационного в этом нет. То, что в «Транснефти» воруют деньги, известно всем, и это является общим местом. Но одно дело догадываться и сплетничать, а другое – показать официальные документы, что и было сделано, причем документы подготовлены самой же компанией «Транснефть». Но здесь есть и другой значимый момент: в России масштабные сливы компромата означают, что между элитами начинается очередной этап разборок, по всей видимости связанный с приближением нового избирательного сезона. Этот метод не в первый раз используется не только для атаки на «Транснефть», но и на «Газпром», так что следующий год, мы полагаем, может побить рекорды текущего с точки зрения публикации любопытных документов.

  5. Утвержден проект бюджета и инвестиционной программы «Газпрома»

    Инвестиционная программа «Газпрома» показывает, что компания по-прежнему увлечена крупными трубопроводными проектами. Тем не менее, мы видим определенное сокращение серьезных добычных проектов, включая и Штокман - тревожный сигнал, особенно на фоне появления определенных признаков восстановления европейского рынка. Это значит, что о добыче нам забывать не стоит. Возможно, мы получили передышку в 2008-2009 гг., связанную с падением добычи, и сейчас кажется, что российский газ не нужен. Но без ввода в строй новых проектов, таких как Штокман, мы столкнемся с серьезными вызовами уже через короткий срок. Надеемся, что «Газпром» в следующем году определенное внимание к апстриму проявит и крупные проекты, например, Бованенково, Штокман, будут развиваться более интенсивно.

  6. Подписание договора о поставках газа в Южную Корею с 2017 г.

    «Газпром» завершает строительство трубы Сахалин-Владивосток. Это означает, что 30 млрд кубов газа придут во Владивосток. Перспективы продать такое количество газа на внутреннем рынке в этом регионе крайне сомнительны. Значит, «Газпрому» нужно думать, куда этот газ пристраивать. Если посмотреть на карту, Южная Корея является логическим продолжением маршрута, тем более что она 10 млрд кубов давно предлагает закупать. Но есть маленький нюанс, связанный с наличием между Владивостоком и Южной Кореей другой страны – КНДР. Интересно, что уже после визита президента России Дмитрия Медведева в Южную Корею между Пхеньяном и Сеулом чуть не произошла полноценная война. Важно не только то, что они обстреляли друг друга, но то, что угроза развязывания войны остается. Естественно, в условиях таких рисков никто газопровод через территорию Северной Кореи строить не будет. Остается вариант построить подводный газопровод, но с учетом сейсмических условий в этом районе этот вариант тоже достаточно рискованный. Поэтому тут нужно думать, какие другие способы транспортировки возможны. Например, оптимальным был бы перевоз танкерами. Здесь как раз можно вспомнить про новые технологии, тот же сжатый газ, CNG, которые тут, возможно, будут отработаны. Пока в мире никто их не использовал, но здесь они могут пригодиться.

  7. Немецкий концерн E.ON объявил о планах по выходу из капитала «Газпрома»

    Было бы неверным трактовать этот факт как свидетельство тотального недоверия E.ON к российскому рынку или к российскому газу. Среди экспертов широко распространилось мнение, что во всем виноваты высокие российские цены по долгосрочным контрактам. Они привели к серьезным убыткам для E.ON, и компания, разочаровавшись во всем, сейчас же продала акции «Газпрома». Кстати, любопытно, что именно в начале декабря стоимость российского газа по долгосрочным контрактам впервые едва ли не за два года оказалась ниже, чем цена на основных спотовых площадках Европы. Т.е. российский газ оказался дешевле спотового газа, а нам эксперты уже рассказали сказки, что десять лет российский газ будет сверхдорогим. Скорее всего, дело здесь не в том, что E.ON разочаровался. Эта компания давно уже немецкая только по бренду, а по капиталу – американская. А американские инвесторы любят, чтобы у них каждый год росла прибыль. И вот, когда немецкий концерн не может показать прибыль – а он ее действительно не мог показать, потому что 2009 г. был не очень удачный, топ-менеджмент, чтобы не ударить в грязь лицом, должен немедленно где-то найти денег, чтобы заткнуть текущие финансовые дыры, таким образом показав рост годовой прибыли. Так вот, продали акции «Газпрома» – могут показать сделку, которая сейчас привела к доходам. Но это вовсе не означает, что E.ON будет рвать отношения с «Газпромом», с которым он связан достаточно длительными и объемными контрактами.

  8. Минфин и Минэнерго достигли компромисса по вопросам экспортной пошлины на нефтепродукты

    Достижение компромисса еще не означает, что мы точно знаем, каковы будут ставки. Процесс установления договоренностей означает непрерывное переписывание. Да, в ноябре ведомства достигли определенного компромисса, но в начале декабря уже снова отмечаются какие-то изменения и проблемы. Но ведь налоговые пошлины – это стимул заставить людей вкладывать в добычу и переработку нефти. Ситуация совершенно глупая. Вся эта чехарда показывает, что у нашей власти понимание того, в какую сторону развивать отрасль, отсутствует. С одной стороны, государство говорит о том, что надо стимулировать переработку на своей территории, и тут же предлагает повысить пошлины на светлые нефтепродукты. Потом наоборот предлагается понизить пошлины на нефтепродукты. Вдруг снова выясняется, что у нас конфликт с Белоруссией и поэтому таможенная пошлина будет взиматься при пересечении таможенной границы Белоруссии с Европой, и надо уже снова повышать таможенные пошлины на эти нефтепродукты. И мы снова возвращаемся к теме повышения. А если мы повышаем пошлины, спрашивается, зачем нам вкладывать деньги в собственную переработку? К сожалению, никакой внятной налоговой политики, стратегии у государства нет. Нефтяники, на самом деле, мечтают, может быть, даже не о льготном налоговом режиме, а о понятном налоговом режиме, который на несколько лет вперед объяснял бы, что будет.

  9. Примирение ФАС с нефтяными компаниями

    Это была масштабная компания ноября. Лето и начало осени прошли в громких заявлениях ФАС: «Теперь-то мы их прижали». И вот, как спичечный или картонный домик, все это начало рассыпаться. Постоянными мировыми с компаниями ФАС в очередной раз показал, что полноценным инструментом борьбы с монопольными рынками он, к сожалению, не является. Видимо, для этого требуется особое согласие премьер-министра, которому нефтяные компании жалуются на тяжелые условия жизни. Действительно, с них взимаются высокие налоги, но за это им позволялось вытворять, что хотят, на внутреннем рынке топлива. Теперь, вроде как, соглашение нарушается – на внутреннем рынке топлива пытаются навести порядок, и компании, естественно, бегут к премьеру с жалобами. Как мы видим, премьер не дал нарушить соглашение, и мы имеем повальные мировые, монопольную ситуацию на рынке топлива и, естественно, высокие цены на бензин, превышающие американский уровень.

  10. Саммит прикаспийских государств

    Это мероприятие продемонстрировало стремление некоторых наших партнеров помимо России организовать транзит газа в Европу. Речь прежде всего идет о Туркмении и Азербайджане, которые упорно предлагают нам сделать тему Каспия проблемой глобальной, т.е. пригласить туда европейцев и американцев. Задача простая: уговорить Россию, чтоб она дала санкцию на прокладку трубы по дну Каспийского моря. Но на этом саммите наша позиция осталась прежней: Каспий – это внутреннее дело пяти государств и вопрос надо решать консенсусом. Естественно, никакого консенсуса насчет того, чтоб трубу класть по дну моря, нет, потому что России это не выгодно. Было бы стратегической ошибкой дать возможность Туркмении соединиться трубой с Азербайджаном. Пока Россия эту линию обороны держит.


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики