Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Татарстан хочет попасться в «умную сеть» за федеральные деньги

Татарстан хочет попасться в «умную сеть» за федеральные деньги

ОАО «Сетевая компания» разработало инновационный проект «Умная сеть», реализация которого предполагает существенное обновление инфраструктуры энергетических сетей республики. В настоящее время «моральный и физический износ» татарстанских сетей составляет 73%. На их модернизацию требуется порядка 50 млрд руб. Как минимум 10 млрд руб. «Сетевая компания» рассчитывает получить из федерального центра на построение «умной сети». Эксперты считают ожидания Татарстана оправданными.

ОАО «Сетевая компания» разработало инновационный проект «Умные сети», направленный на модернизацию электрических сетей региона. Он подразумевает использование современных технологий — от интеллектуальных счетчиков до использования солнечной энергии, внедрение проекта имеет целью уменьшение денежных затрат и расхода электричества. По словам генерального директора ОАО Дамира Сафиуллина, при большом износе оборудования (сегодня в среднем этот показатель составляет 73%) переход на «умные сети» может продлить использование действующих коммуникаций. Объем инвестиций в проект господин Сафиуллин назвать затруднился. «Сейчас как раз идут подсчеты,— пояснил он „Ъ“.— Но в целом на модернизацию энергосетей Татарстана требуется порядка 50 млрд рублей». Реализовать проект только собственными силами «Сетевая компания» не может, поэтому руководство предприятия предложило включить его в программу энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Татарстан на 2011-2015 годы и на перспективу до 2020 года. Кроме того, Татарстан может войти в число регионов России, реализующих проект «Умная сеть» в качестве пилотного. В частности, он уже был презентован 3 декабря министру экономического развития России Эльвире Набиуллиной в рамках ее визита в Казань. Источник „Ъ“ в «Сетевой компании» рассказал, что в течение трех лет предприятие рассчитывает получить под проект до 10 млрд руб. из федерального центра. Еще часть средств ожидается привлечь от частных инвесторов.
 

Сетевая компания» создано в 2001 году на базе девяти предприятий электрических сетей, которые в настоящее время являются его филиалами. Занимается транспортировкой и распределением электроэнергии станций суммарной мощностью около 4 тыс. МВт. Основным акционером «Сетевой компании» является правительство Татарстана в лице Министерства земельных и имущественных отношений. Оно владеет 87% акций ОАО, еще 4,13% принадлежит Государственному жилищному фонду при президенте республики. Выручка ОАО в 2009 году составила 15,1 млрд руб. Чистая прибыль — 4,35 млрд руб.

Элементы «умной сети» начали внедрять в Татарстане десять лет назад. Сейчас на подстанциях «Сетевой компании» мощностью 35-500 кВт установлено более 6,5 тыс. интеллектуальных счетчиков системы автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), что обеспечило более 45% подстанций дистанционным контролем и управлением. В распределительной сети счетчиками АСКУЭ оборудовано 9% подстанций среднего напряжения. Автоматизированные системы определения энергопотерь работают на всех 59 магистральных линиях электропередачи 110-220-500 кВт и 33 автотрансформаторах 220-500 кВт. «Сетевая компания» уже использует мониторинг электропередач методом лазерного аэросканирования.

Сегодня в России проект по построению «умной сети» реализует только Федеральная сетевая компания «Единой энергетической системы» (ФСК). Только на научные разработки для внедрения «умных сетей» ФСК выделит из собственных средств до 2012 года 19 млрд руб. Пилотным регионом для себя ФСК выбрала Дальневосточный округ. ФСК планирует оснастить его «умными сетями» за три года, а затем распространить опыт в другие регионы. По словам Дамира Сафиуллина, ФСК сегодня уже получает деньги по федеральным программам на поддержку своего проекта.

По мнению опрошенных „Ъ“ экспертов, Татарстан как один из «первопроходцев» также имеет шансы получить господдержку. «Учитывая, что республика сейчас считается лидером инвестиционного строительства в России, принимая у себя Универсиаду-2013 и ЧМ-2018, федеральные власти могут оказать посильную финансовую помощь»,— считает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что федеральные власти согласятся профинансировать не более 30% от стоимости проекта — «есть гораздо более бедные регионы, где ситуация с инфраструктурой хуже и деньги нужнее».

«Что касается частных инвесторов, то этот вопрос сложнее,— говорит аналитик ФК „Уралсиб“ Александр Селезнев.— В современной российской истории подобных прецедентов не было. Это связано с тем, что сетевые компании находятся в процессе трансформирования тарифообразования. И если раньше тарифы устанавливались директивно, исходя из объема затрат, то с 2011 года они будут формироваться по принципу возврата средств на капитальные вложения (с установленной границей возврата в 11%). И если частного инвестора устроит такая доходность, он может войти в капитал «Сетевой компании».

Авторы: Елена Иванова, Юлия Гараева

Источник: КоммерсантЪ-Казань, 10.12.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики