Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Большой контракт и Чернобыль: два острых вопроса о спецоперации на Украине

Большой контракт и Чернобыль: два острых вопроса о спецоперации на Украине

Кто пытался использовать Чернобыль для провокаций и как Россия вместе с Украиной исполняют газовые обязательства перед Европой на фоне спецоперации? Эти и другие острые вопросы мы обсудили с экспертом в эфире "Первого русского".

В Минобороны России подтвердили, что накануне подразделения ВДВ России взяли под контроль территорию в районе Чернобыльской АЭС. Более того, с украинскими военными, как подчеркнули в Минобороны России, достигнута договорённость о совместной охране станции.

И русские, и украинцы заинтересованы в том, чтобы саркофаг над Чернобыльской АЭС остался в целости и сохранности. В Минобороны подчеркнули, что прямо сейчас радиоактивный фон в норме. А персонал станции продолжает свою работу.

В прямом эфире "Первого русского" ведущий Никита Комаров обсудил с экспертом по энергетической безопасности Станиславом Митраховичем ситуацию, складывающуюся с Чернобыльской АЭС.

Если бы сделали грязную бомбу...

Никита Комаров: Могли бы киевские власти теоретически пойти на какую-нибудь провокацию, чтобы всем было неприятно?

Станислав Митрахович: Теоретически можно было бы предположить какую-нибудь диверсию со стороны украинских военных либо каких-то радикалов. Там есть объект "укрытие", который предотвращает утечку с атомной станции.

Есть хранилище отработанного ядерного топлива, которое построила американская компания Holtec International. К слову, это отработанное топливо теоретически может быть использовано для изготовления грязной бомбы, правда, с проблемами для тех, кто её будет изготавливать: им придётся менять людей, периодически умирающих.

А если подложить какую-нибудь взрывчатку, то всё это могло бы вообще взорваться и разлететься на большое расстояние. Я, правда, не думаю, что украинские власти на это пошли бы, но какие-нибудь радикалы – вполне возможно.

скрин

ЭКСПЕРТ ПО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАНИСЛАВ МИТРАХОВИЧ. ФОТО: ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД

– Теоретически какие могут быть последствия? Они же и сами могут попасть под этот удар?

– Разумеется, поэтому я не думаю, что официальные власти что-то такое решат сделать. Но если предположить, что хранилище в "зоне отчуждения" или испортить объект "укрытие" – вся эта местность будет радиоактивно заражена. Какой в этом смысл?

Можно похитить это топливо, чтобы сделать грязную бомбу, но, как я уже сказал, это очень опасно для тех, кто будет этим заниматься.

Тем не менее Россия правильно поступила, взяв под свой контроль ЧАЭС. Сама электростанция давным-давно не работает, электроэнергия не вырабатывается – она была остановлена ещё при президенте Украины Леониде Кучме. Зато работают четыре другие атомные станции, там 15 блоков. Судя по новостям, которые приходили, ничего с этими станциями не случилось.

Россия проводит спецоперацию хирургически, насколько это возможно. Базовая инфраструктура, связанная с энергетикой, не пострадала, АЭС работают, больше половины необходимой электроэнергии Украине они дают, в домах есть свет.

Продолжается, кстати, и транзит газа через Украину.

Война войной, а газ по расписанию

– По поводу транзита газа информация тоже важная. Газотранспортная система Украины довольно обширная. Располагается на всей территории страны и, возможно, будет затронута боевыми действиями. Она располагается под землёй?

– Разумеется, трубы могут быть повреждены в силу боевых действий. Украинская ГТС – это четыре магистральных трубопровода. В основном они располагаются под землёй. Но всё это, конечно, можно просто подорвать, если у кого-то появится желание. Там может быть и обычная авария, тогда возникает огромный факел, пока газ не выгорит на том участке газопровода, который повреждён.

Это даже в мирное время случается, что же говорить про период боевых действий. Но с нашей стороны намерений повреждать трубопроводы не было. И за минувшие сутки ничего подобного не случилось. Кстати, и "Газпром", и оператор ГТС Украины отчитались о том, что транзит газа продолжается. Более того, сегодня Европа купит газа больше, чем вчера, потому что вчера цены выросли почти на 40% по понятным причинам. А долгосрочный контракт так устроен, что цены там ниже. Поэтому Европа увеличивает закупки газа.

Я не исключаю, что "Газпром" продолжает Украине платить за транзит, коль скоро он продолжается. Вообще, объявив о разрыве дипломатических отношений, Украина не стала разрывать торговые отношения. Мне очень интересно, продолжает ли поставляться наш уголь для украинской металлургии.

– Но была же информация, что РЖД полностью прервали железнодорожное сообщение с Украиной, а там и уголь шёл, и нефтепродукты, насколько я понимаю.

– Если это правда, значит, поставки прерваны. Но посмотрим, как будут развиваться события. И интересно получить какие-то официальные сообщения. Есть ведь ещё и аммиакопровод. Интересно, по нему из Тольятти поставки продолжаются или нет.

С Украины в Россию завозился глинозём, металлургические изделия. Может, если РЖД не возят, кто-то ещё возит, каким-то другими способами доставляется груз. Потому что для многих эти боевые действия выглядят удивительно. Вы же видели репортажи CNN: едут военные России – и тут же какие-то украинские машины туда-сюда ездят, украинцы что-то обсуждают.

Всё это выглядит так, словно идёт какая-то сонная война, и это касается экономических аспектов тоже.

– По поводу ГСМ и нефтепродуктов тоже интересная информация. Насколько мы знаем, от 30% до 50% поставок топлива идёт из Белоруссии. Несколько недель назад Александр Лукашенко в интервью сказал, что если что-то начнётся, то Белоруссия прекратит поставки топлива. А сейчас есть какая-то информация на этот счёт? И насколько вообще от Белоруссии зависит украинский рынок нефтепродуктов?

– Я не слышал, прерваны поставки или нет из Белоруссии. Я думаю, тут тоже какой-то туман войны действует, так что мы всё потом узнаем. А до начала нашей спецоперации Украина очень зависела от импорта из России и Белоруссии бензина, дизеля и автогаза. А из Белоруссии шли поставки нефти, которую Минск получает из России. Были ли эти поставки вчера прерваны, неизвестно. Подождём официальных заявлений.

Источник: Царьград, 28.02.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики