Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Западные нефтегиганты уходят из России: Их желание сейчас ни на что не влияет

Западные нефтегиганты уходят из России: Их желание сейчас ни на что не влияет

Британская BP, норвежская Equinor и Норвежский нефтяной фонд заявили о продаже своих активов в России и замораживании инвестиций из-за военной спецоперации России на Украине. Эксперты считают, что это сейчас ни на что не влияет.

«Выход компаний уже ни имеет никакого значения. Так как капитализация российских компаний тоже уже не имеет значение. Чем она выше, тем больше возможностей получать кредиты. А если российская компания даже сейчас не попала в санкционные списки, то в краткосрочной перспективе кредиты никто не даст. И бумаги не будут покупать. Инвесторы будут считать, что покупка принесет больше издержек», — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.

Эксперт полагает, что для BP нынешняя ситуация — это огромный удар: «Доля в „Роснефти“ (19,75%) — один из ее самых выгодных активов в мире. Конечно, она не хочет продавать. Особенно по тем ценам, которые ей могли бы дать сейчас. И потенциальные покупатели, а их может быть немного, будут всячески выматывать компанию и предлагать крайне низкую цену».

Другой вариант, замечает эксперт, если у BP и «Роснефти» есть акционерное соглашение друг с другом. «Там может быть прописано приоритетное приобретение доли самой российской компанией. Тогда „Роснефть“ может сама выкупить акции. У нее уже есть 10%, которая она получила у государства в обмен на никому не нужные венесуэльские активы. Может быть, „Роснефть“ захочет так сделать, чтобы потом, когда все успокоится, продать пакет по более высокой цене каким-нибудь китайским компаниям», — говорит Игорь Юшков.

Ведущий аналитик ФНЭБ при этом считает, что отношения России и Запада складываются так, что активы западных компаний вообще могут заблокировать и никто ничего не сможет продать. И тогда та же BP окажется в ситуации, когда она хотела бы продать, но не сможет.

«Пока, по сути, мы не видели никаких ответных экономических санкций со стороны России. Перекрытие воздушного пространства — это просто быстрый и понятный ответ на то, что делают европейцы. Российскому руководству пока не до ответных экономических санкций. Но замораживание золотовалютных запасов России Москва вполне может посчитать поводом для блокировки западных активов в стране», — продолжает Игорь Юшков. Поэтому, считает он, все идет к тому, что BP не сможет распоряжаться собственным пакетом, Россия не признает сделки, а «Роснефть» не будет платить дивиденды.

«Пока BP может свободно только заявлять, что она хочет что-то продать. От нее сейчас мало что зависит», — эксперт уточняет, что иностранные компании со своих активов получают только дивиденды с прибыли, а на добычу и поставки они не влияют, если не считать поставки технологий.

Другое дело — соглашения о разделе продукции. «Но из них пока никто не выходит. У нас их три. Это TotalEnergies с долей на Харьягинском месторождении нефти, ExxonMobil в проекте „Сахалин-1“ и Shell и японские компании в „Сахалин-2“. Они не уходят, но напрягаются, так как понимают, что на нынешнем уровне напряженности российское руководство может арестовать активы», — добавляет ведущий аналитик ФНЭБ.

Иностранные инвесторы не влияют также на поставки российской нефти. «И сейчас вопрос, будут ли какие-то ограничения со стороны Запада или самой России. Пока мы видим, что торговлю углеводородами стороны оставляют за скобками. Страны, которые вводят санкции, четко указывают в ограничениях, чтобы продолжались платежи за нефть и газ и они сами не страдали», — резюмирует ведущий аналитик ФНЭБ.

Источник: EADaily, 28.02.2022

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики