Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейский бизнес «выстрелил себе в ногу», приняв решение уйти с российского рынка (видео)

Европейский бизнес «выстрелил себе в ногу», приняв решение уйти с российского рынка (видео)

Ну а чем санкции обернутся для тех, кто их вводит? На этой неделе первые лица мирового бизнеса, казалось бы, взрослые люди, как под копирку выпускали заявления: «Они приостанавливают работу на российском рынке». В Сети некоторые тут же начали обсуждать: как жить без Ikea, Nestle, H&M. Даже Disney решил, видимо, наказать российских детей — просто за то, что вооруженные силы нашей страны обеспечивают ее безопасность. Впрочем, аналитики говорят: уйти легко, а вернуться трудно.

- Подорожало на одну треть за неделю. Если надо ехать, то ничего не остается, как покупать. Это невероятное подорожание.

Бензин в Германии после введения санкций против России подорожал так, что многие немцы, уже задумываются ставить машины на прикол. Цена бензина в пересчете на рубли кое-где уже 240 рублей.

- Очень, очень дорого. Бензин на данный момент очень, очень дорогой, дизель тоже и нефть. Все очень дорого.

И ведь Россия не прекращала поставки. На заправках в США немного полегче, но цена все равно огромная: 6 долларов за галлон. Это примерно 150 рублей за литр.

- Я в жизни не видела бензин по шесть долларов за галлон! Я думаю, мы все на грани какого-то финансового краха, чем хуже будут дела в России, тем дороже будет наш бензин!

Надо сказать, что в отличие от американцев, чей товарооборот с Россией почти в 10 раз меньше, чем у ЕС, европейцам придется оплачивать санкции из своего кармана по полной программе.

Э. Макрон, президент Франции: «Наше сельское хозяйство, промышленность, ряд секторов экономики страдают и будут страдать. Либо потому что зависят от базовых материалов, которые закупают в России или на Украине, либо же потому, что экспортируют товары в эти страны. Это неизбежно скажется на экономическом росте Франции».

Макрон как будто извиняется перед французами. А ведь это только начало.

Олег Матвейчев, политолог, депутат ГД РФ: «В частности, бегство капитала из Европы идет в Америку, пострадавшей от санкций и контрсанкций будет Европа. Растерзанная будет в ситуации не то что конкурента какого-то, а они вынуждены будут идти на поклон за деньгами к Америке, у них и так долги выше 100% ВВП в среднем по странам Евросоюза, будут 200%».

Кажется, до некоторых политиков в Европе уже начинает доходить, что происходит. Вот что бывший министр промышленности Италии и нынешний министр по евроинтеграции Паоло Савона написал в своем Твиттере: «Я был убежден, что санкции введены против России, до тех пор, пока не заехал на бензоколонку».

Цены на газ в Европе бьют все рекорды. Их мог бы остановить «Северный поток». Но его сертификацию заблокировали. Хотя в Европе стыдливо признали, что нельзя отключать каналы для оплаты за российское топлива, это не спасло. В эту пятницу цена газа достигла 2400 долларов за тысячу кубометров.

А это значит, небогатая европейская семья с доходом около 2 тысяч евро, потребляя хотя бы 300 кубометров газа в месяц, платит за это больше трети своего бюджета. И ведь вероятность того, что цена на газ будет расти, и дальше очень велика.

Между тем Международное энергетическое агентство презентует доклад под названием «Как Европа может существенно сократить импорт природного газа из России за год». Здесь надо отметить, что российский газ в потреблении Европы по разным оценкам занимает долю до 40%.

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проектам: «Самое важное в этом плане, что эксперты МЭА признают, что быстро и хотя бы относительно безболезненно избавится от российского газа в энергобалансе Европы невозможно. Это сопряжено с большими издержками, с большими, и все равно растянется на несколько лет».

Суть одного из пунктов доклада сводится к тому, что европейцам предлагают привыкать к прохладе у себя дома, отмечая, что понижение температуры в квартире на один градус сэкономит Евросоюзу 10 миллиардов кубометров газа в год. В Европе уже всерьез говорят о повсеместном возвращении к углю.

Роберт Хабек, глава Минэкономики ФРГ: «Мы видим, что цены на энергоносители очень высоки по сравнению с докризисным уровнем, электроэнергия на 130% дороже, чем до военного кризиса. Газ дороже на 100%, уголь дороже до 200% и нефть более чем на 35%».

Мало того, при таких ценах на углеводороды и электричество, многие европейские производства становятся попросту нерентабельными, потому что продукция при таких ценах становится баснословно дорогой. Это удар по европейской металлургии, станкостроению, авто-, авиастроению и другим энергоемким производствам. Выигрывают от этого только конкуренты, и в первую очередь США. Так и хочется перефразировать расхожую у нас шутку про мышей и кактус — европейцы мерзли, плакали, но продолжали отказываться от дешевого российского газа. И ведь это далеко не все. После того, как ЕС запретил входить нашим кораблям в его порты, возникла угроза дефицита зерна в ЕС.

Олег Матвейчев, политолог, депутат ГД РФ: «Россия номер один поставщик пшеницы стала за последнее время, и не только, кстати, пшеницы, ряд других зерновых культур мы тоже поставляем. Если это все уйдет с рынка, а это в один момент не заместится, это, конечно, огромный рост цен для европейцев. Тоже опять-таки у них продовольствие всегда было дорогим, станет еще дороже».

И сомнений в этом все меньше, учитывая, что внешние поставки зерна России и Украины — это 30% зернового экспорта в мире, причем украинские поставки в ближайшее время по понятным причинам под большим сомнением. Из-за закрытия портов ЕС может пострадать и его сельское хозяйство — наши корабли с калийным удобрением скоро поплывут к другим потребителям. И здесь не стоит забывать, что многие собственные заводы удобрений в Европейских странах встали еще осенью из-за дороговизны газа. Так что уже скоро европейские фермеры столкнутся дефицитом удобрений, а потребители с ростом цен на фрукты и овощи. Ответное на санкции закрытие российского воздушного пространства, доставит немало проблем европейским авиа перевозчикам.

Павел Данилин, публицист, журналист: «Гораздо дороже для них обходить нашу территорию, просто намного дороже обходить нашу территорию, ведь полеты в Соединенные Штаты Америки, полеты в страны Юго-Восточной Азии, полеты в Японию, они как раз проходили через нас. А теперь, чтобы пролететь в Японию, придется делать серьезнейший облет России».

И вот полет из Франкфурта-на-Майне в Токио. Прежде по кратчайшему маршруту через небо России — около 13 часов. Теперь облет по азиатскому маршруту — на 6 часов дольше. А по северному маршруту, через Анкоридж, и вовсе на 8-9 часов.

Именно по этой причине на этой неделе финская авиакомпания Finnair объявила о резком сокращении персонала: «Обход воздушного пространства России значительно увеличивает время полета в Азию, и таким образом выполнение большинства наших пассажирских и грузовых рейсов в Азию экономически нецелесообразно и неконкурентоспособно».

Похоже, от такого сегодня не застрахован ни один европейский авиаперевозчик. Как говорится, на каждую санкцию найдется контрсанкция. Так, Россия крупнейший экспортер титана и металлов палладиевой группы, без которых сегодня невозможно производить высокотехнологичную продукцию. И если мы эти поставки перекроем, то это лишь пойдет на пользу нашим разработкам. А уже Роскосмос отказал Британской компании One Web, которая создавала космическую сеть интернета в запуске спутников российскими носителями.

Дмитрий Рогозин, глава Роскосмоса: «Ну я думаю, что компания One Web де-факто банкрот. Вчера я слышал какой-то жалкий лепет со стороны их представителя о том, что они могут пересесть на европейские ракеты. Но у европейцев нет таких ракет. У них есть ракета «Ариан-5», это французская ракета тяжелого класса, которая не способна работать вместе с разгонным блоком».

Пуски остановлены на космодроме «Кура» во французской Гвиане. Да и американцы, по словам Рогозина, могут теперь летать в космос хоть на метлах, Роскосмос больше не будет поставлять двигатели для космических кораблей и обслуживать те, что уже продал. Пострадают и компании, которые приняли решение покинуть Россию, а ведь эту долю рынка они могут потерять навсегда. Свое производство в России европейцы создавали много лет. Такие как, например, шведская Ikea, у которой заводы в Москве и Санкт-Петербурге.

Олег Матвейчев, политолог, депутат ГД РФ: «А ведь ее потом обратно не вернуть. Если человек купит другую мебель, другие машины, какие-то другие гаджеты в конце концов, да он же потом не перейдет за 5 минут обратно к европейцам».

И вот уже кабмин Франции посоветовал французским компаниям не торопиться покидать российский рынок. Об этом сообщила в субботу газета Figaro со ссылкой на участника совещания в Елисейском дворце.

Автор: Павел Пчелкин

Источник: Первый канал, 06.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики