Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Санкции в России, а страдать должны мы»: что значит заправить машину в Европе и США

«Санкции в России, а страдать должны мы»: что значит заправить машину в Европе и США

С ценами на бензин и продукты беда сейчас во всем Старом Свете, и в Новом тоже. Об этом – материал обозревателя телеканала «МИР 24» Романа Никифорова.

«Санкции в России, а теперь мы в Америке должны страдать. Вчера я залил этот бензин за 4,70, а сегодня он уже 5,89! За один день!».

Антироссийские санкции в действии – пока, правда, на американских заправках. США вводят запрет на поставки российского топлива, и цены бьют абсолютные антирекорды 2008 года. К концу недели превышение на 20 центов за галлон. Если перевести в литры и рубли, аналог 92-го бензина стоит 133 рубля, а полный бак на 60 литров – 8 тысяч рублей. При том, что в Москве топливо почти в три раза дешевле. Да и в странах Содружества цены значительно ниже, сравнить можно разве что с Арменией и Таджикистаном.

Если же брать не среднюю цену, а отдельные штаты, картина еще тревожнее. Вот Лос-Анджелес: 7 долларов за галлон, то есть 216 рублей за литр.

«Я тратил 38 долларов, чтобы наполнить бак своей машины. Теперь у меня уходит от 70 до 90 долларов. Я думаю, что это сумасшествие!», – возмущается один из американцев.

 

Впрочем, цены на бензин росли при Байдене и до объявления санкций – больше чем на доллар с момента инаугурации. Все, как завещал 45-й президент США Дональд Трамп.

«Вы за бензин сколько сейчас платите? Два доллара за галлон? Это нормально. Как налоговый вычет, даже лучше. А придет Байден, и будете платить по семь, восемь и даже девять долларов за галлон!», – обещал Трамп.

И у американских экспертов сегодня только плохие новости и прогнозы.

«Облегчения нет. Инфляция все еще ускоряется, выходя на новую высоту впервые за 40 лет. Потребительские цены выросли на 8% к прошлом году, и это было только за февраль», – констатирует финансовый аналитик Грег МакБрайд.

Но теперь, похоже, Байден нашел, кто виноват.
«Что будет с ценами?». – «Они будут расти. Сейчас мы мало что можем сделать. Россия несет ответственность».

Но не всех американцев такой ответ устраивает. Флэш-моб на бензоколонках – появляются наклейки с Байденом и подписью: «Я сделал это!». Предлагают и лайфхак – в деле герой мультсериала «Симпсоны».

«Бесплатный бензин!».

А ведь в США доля российских углеводородов не так высока. Самой нефти чуть больше 3%, если добавить мазут – около 8%. То ли дело Европа. По данным Еврокомиссии, Россия здесь главный экспортер сырой нефти – 27%, больше, чем у США, Норвегии и Казахстана, вместе взятых. Доля остальных поставщиков и того меньше.

«Это Берлин, и цены на бензин 2 евро 22 цента. На секундочку, 21 февраля – у меня специально чек есть, я нашел, эта же марка бензина, 95-го, стоила 1 евро 71 цент», –рассказал в соцсетях Миша Бур.

 

Выходит, сейчас литр 95-го в Германии стоит 286 рублей, а полный бак – чуть больше 17 тысяч. Дороже, чем в России, в пять с половиной раз. Страны СНГ в этом плане тоже себя чувствуют комфортно, с Арменией и Таджикистаном уже не сравнить, да и лидер Молдова все равно отстает на 100 с лишним рублей. А ведь Евросоюз, в отличие от Америки, санкции в энергетическом секторе еще даже не ввел.

«Треть нашего импорта нефти поступает из России. Если мы немедленно прекратим его, то в ближайшие дни мы не сможем передвигаться по Германии», – предупредила министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок.

Но еще больше, чем от нефтепродуктов, Евросоюз зависит от российского газа. В прошлом году – 45% поставок. Из-за того, что Европа отказалась от долгосрочных контрактов в пользу закупок по биржевым ценам, стоимость газа в декабре уже поднималась выше 2000 долларов за 1000 кубометров. А на этой неделе и вовсе взлетела до заоблачных показателей – 3800 долларов.

«Если такая ситуация продолжится, то повторятся события 2010-х годов, когда часть энергетических компаний, в основном производивших солнечные панели, либо убежали в Китай, либо разорились. Сейчас, вполне возможно, начнется отток промышленного капитала из Европы, потому что жить в при таких ценах невозможно», – считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Немецкие транспортные компании попали под удар одними из первых.

«Ситуация для бизнеса автомобильных грузоперевозок со средней капитализацией никогда не была такой печальной. Экстремальный рост цен на топливо является огромной проблемой для наших перевозчиков – они не могут быстро снизить эти цены, и поэтому им грозит неплатежеспособность», – сказал представитель Немецкой федеральной ассоциации автомобильных перевозок, логистики и утилизации Дирк Энгельгардт.

«Имейте в виду, что растущие цены на нефть и бензин отразятся и на стоимости других товаров и услуг. Все, что вы покупаете, все, что попало на полки в магазине, попало туда из самолета, поезда или автомобиля», – подчеркнул Грег МакБрайд.

И действительно: в Испании дорожает подсолнечное масло. Дефицит. В супермаркете табличка: не больше четырех бутылок в одни руки.

«По крайней мере, здесь есть масло, потому что в других супермаркетах его нет, но за то, что стоило 7 евро, я заплатил 12 евро 45 центов», – сказал ресторатор Ербер Джулиен.

В Италии с маслом получше – можно брать сразу пять бутылок. Но зато не больше двух килограммов муки. А цены за коммунальные услуги выросли на 50%. И бензин здесь еще дороже, чем в Германии, мелкий бизнес страдает.

«Проблема в том, что мы снизили наши комиссии для клиентов, но наши расходы удвоилось. Так что страха больше, страха, что ничего не получится. Мы теряем надежду», – поделился водитель минивэна Джанни.

А еще можно без свежей рыбы остаться. Итальянские рыбаки не хотят рисковать: ждут у моря погоды. Финансового штиля.

«Цена на топливо зашкаливает, мы больше не можем работать. Так что пока мы стоим, ремонтируем лодки, красим их», – рассказал рыбак Сальваторе Джое.

 

Проблемы даже у тех стран еврозоны, что напрямую углеводороды из России не экспортирует. Например, у Португалии.

«Типичная картина для многих португальских семей. Ездить, особенно далеко от дома, народ начал вскладчину. Вот, например, машина моей золовки Инеш. А сама Инеш вместе с друзьями уехала в командировку, естественно, на машине друзей. И, естественно, в целях экономии».

Олеся из города Лагуш записывает этот мини-влог специально для нашей программы. Говорит, цены на газ здесь выросли на 30%.

«Соседям газ привезли. Очень актуальные поставки сейчас И мы заодно решили тоже себе газ купить. Папа Антонио, видите, старый баллон сейчас вытащит. Отдаст, и нам дадут новый».

Вместо так любимого португальцами риса семья все чаще использует кускус – готовить куда быстрее, драгоценный газ тратить не надо.

«Все чаще и чаще я смотрю в сторону старинного гаджета, это дровяная печь. И обычно ее используют раз в год, на Пасху, для выпечки кулича».

Европейцы в очередной раз обещают снизить зависимость от российских углеводородов. Что касается нефти, их заокеанские союзники намекают, что можно заключить новые сделки с Ираном и Венесуэлой. Но эксперты сомневаются.

«Иран и Венесуэла неоднозначно, наверное, смотрят. Они хотели бы, наверное, выйти из-под санкций, чтобы больше зарабатывать. Но они понимают, что их самих только что санкциями прессовали. Им теперь говорят: а вы помогите нам Россию подавить. А что потом? Их опять загонят под санкции?», – ставит вопрос ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

 

В конце недели цены на газ в Европе резко опустились, до 1300 долларов. Первая паника прошла, и погода помогла – подул ветер, новомодные ветряки вдвое увеличили выработку энергии. Но зеленая энергетика – вещь переменчивая. Синоптики прогнозируют, что на следующей неделе ветер может снова стихнуть. И цены на газ уже поползли вверх. Это при том, что Россия пока никак не отвечает на санкции и до сих пор строго исполняет все свои контракты.

Автор: Роман Никифоров

Источник: МИР 24, 13.03.2022 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики