Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай пощипает Европу: более дешевую нефть России — себе, дорогой СПГ — ЕС

Китай пощипает Европу: более дешевую нефть России — себе, дорогой СПГ — ЕС

Судя по всему, Китай заработает на антироссийской политике Европы и за это заплатят страны ЕС. Первый танкер с российской нефтью со скидкой направился вместо Европы в Азию. В то же время «дочка» китайской госкомпании перепродала грузы американского СПГ в Европу. Эксперты полагают, что такие схемы поставок выгодны китайским компаниям, но дорого обходятся европейским потребителям.

По данным навигационного портала Vesselfinder, танкер «Проспект Менделеева» покинул нефтетерминал в Усть-Луге в Балтийском море 10 марта и направляется в Шанхай. Сейчас судно подходит к проливу Ла-Манш и в Китай должно прибыть лишь 20 апреля. За раз танкер способен перевезти 100 тыс. тонн, или более 700 тыс. баррелей.

Такой протяженный маршрут доставки российской нефти в Китай, почти 12 тыс. миль, достаточно необычен. Ранее о подобных доставках сообщалось только тогда, когда танкеры шли по кратчайшему маршруту — по Северному морскому пути (из Приморска). Или доставляли в Китай некондиционную нефть из нефтепровода «Дружба», которую китайские переработчики покупали по сниженной цене.

В этот раз, очевидно, складывается похожая ситуация. На волне антироссийской риторики британская BP, нидерландско-британская Shell, норвежская Equinor и часть европейских трейдеров отказываются покупать российскую нефть. По оценкам Reuters, поставки могли упасть уже на треть — на 2−3 млн баррелей в сутки. Поэтому скидка на сырье Urals из России на аукционах достигает к марке Brent до $ 28 за баррель. Что может быть выгодно китайским компаниям даже при более затратной транспортировке.

«Несмотря на отсутствие запретов в Европе, российская нефть воспринимается там как рискованная и токсичная. И сами трейдеры по-большому счету не знают, как в условиях финансовых санкций страховать партии спотовых грузов, танкеры, сами операции по покупке… Поэтому закупщики в первую очередь боятся за себя», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Такие риски, отмечает он, выливаются в разницу между нефтью марки Brent и российской Urals.

«На Urals скидка в последние дни достигала $ 28. При цене Brent в $ 110 — это чуть больше $ 80 за баррель. В такой ситуации Китай видит, что российскую нефть купить можно существенно дешевле стоимости аналогов у других поставщиков. И это окупает не только ее доставку из Балтийского моря, но и приносит хорошую прибыль китайским компаниям», — замечает ведущий аналитик ФНЭБ.

Такой вариант поставок российской нефти в Китай выгоден еще и тем, что в нем участвует танкер российской компании «Совкомфлот». Крупный судовладелец уже хорошо прочувствовал на себе антироссийскую риторику и настроения в Европе. Так, его судно NS Champion так и не смогло 22 февраля доставить американскую нефть на Оркнейские острова в Шотландии и до сих пор маневрирует неразгруженным у берегов Дании. В то же время танкер «Проспект Гагарина» покинул 5 марта польский Гданьск и до сих пор находится у Калининградского залива.

Закупка более дешевой российской нефти — не единственное, на чем получат выгоду китайские компании от антироссийской политики Европы. Страны ЕС объявили, что будут снижать импорт газа из России. Еврокомиссия поставила цель, чтобы в этом году регион смог дополнительно получить 50 млрд кубометров газа в виде СПГ, хотя в Международном энергетическом агентстве оценивали реальные возможности в 20 млрд кубометров. И часть этого сжиженного газа европейским потребителям перепродаст Китай.

«Китай продал несколько грузов СПГ из США в Европу. Редкое поведение крупнейшего покупателя сжиженного газа, которое демонстрирует, как рекордные цены меняют маршруты поставки», — написал в Twitter корреспондент Bloomberg Стефен Стапжински. Он уточнил, что Unipec, которая является дочкой государственного переработчика Sinopec, сбыла летние доставки с огромной прибылью.

«Грузы доставят в Европу с терминала СПГ Calcasieu Pass компании Venture Global LNG в Луизиане. Нынешнее ценовое ралли в Европе подтолкнуло трейдеров Unipec отвернуться от китайского рынка даже тогда, когда Пекин требует, чтобы импортеры создавали все большие запасы», — сообщил Стефен Стапжински. Он отметил, что Unipec законтрактовал мощности американского терминала в прошлом году, а гибкие условия соглашения позволяют ей выбирать между доставкой в Азию или перепродажей в Европу.

Судя по данным, поставки более дешевой российской нефти в Китай из Балтийского моря и перепродажа Китаем СПГ в Европу носят пока единичный характер. Однако смогут ли они стать регулярными, пока неизвестно.

Источник: EADaily, 15.03.2022 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики